По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Эволюция подвижного состава автомобильного транспорта

Троицкая Н.А. д-р техн. наук, профессор МАДИ
Шилимов М.В. канд. техн. наук, доцент МАДИ

Автомобильный транспорт играет особую роль в жизни любой страны благодаря маневренности, мобильности, большой подвижности, независимости движения, высокой скорости доставки и др., возможности перевозить разнообразные грузов любой стоимости, массы и размеров, как в городе, пригороде, междугороднем сообщении, так и в мультимодальном смешанном сообщении. Немаловажная его роль в международном сообщении для более быстрой доставки дорогостоящих экспортно-импортных грузов. Указанные достоинства связаны с особенностями его технологии, которая дает возможность применять логистические подходы при разработке процесса доставки груза. Имеющиеся недостатки, прежде всего, высокая себестоимость и низкая производительность единицы подвижного состава компенсируются быстротой доставки и возможностью подачи автомобиля «от двери до двери».

Подвижной состав разнообразный, что связано с характеристиками грузов и условиями их эксплуатации:

●универсальные, специализированные по виду груза;

●дорожные и внедорожные автомобили повышенной проходимости и др.

Отличаются по грузоподъемности (от 0,5 т до 16,0 т и более, тяжеловозы от 30 т), длине (от 6 до 16,5 м и более), типу кузова; рабочему объему цилиндра двигателя (более 1,2 л) и его типа (бензиновый, дизельный, газобаллонный, электрический и др.).

Есть автомобили специального назначения: бетоносмесители, пожарные, санитарные, автовышки (для осмотра и ремонта ЛЭП, подвесных электросетей городского электротранспорта, мачт освещения и т.п.), автокраны, передвижные телевизионные станции (ПТС) и т.д.

Подвижной состав работает на путях, специально для него приспособленных — это искусственные сооружения, т.е. дороги, мосты, виадуки, железнодорожные переезды, тоннели и др.

Первый малотоннажный бортовой грузовой отечественный автомобиль грузоподъемностью 1,5 т и скоростью до 42 км/ч был собран на заводе Автомобильного Московского Общества (АМО) в 1924 г. (рис. 1).

Бортовая платформа с конца XIX в. считается базовым типом кузова. При перевозке большинства грузов на бортовом подвижном составе требуется тара и упаковка для сохранности конкретного груза. Это удорожает стоимость груза, усложняет процессы перегрузочных работ и создает риски потери качества (порчи) груза, тары и упаковки.

Проблема дала шаг к эволюции подвижного состава. С 1920-х гг. в США для уменьшения времени и убытков от простоев при перегрузочных работах «разделили» автомобиль на две части: тягач и прицеп двух разновидностей — фургон с передними и задними колесами и полуприцеп без передних колес, но с опорным катком, соединенный с седельным тягачом.

В связи со спецификой груза и особенности его перевозки следующим этапом в автомобилестроении стало создание специализированного для конкретного груза транспортного средства, т.е. конструкции автомобиля, учитывающего специфику грузов и зачастую условия его эксплуатации. Специализированные для перевозки определенных видов грузов, например для штучных и пакетированных грузов — фургоны, для контейнеров — контейнеровозы, для жидких и сыпучих грузов — цистерны, для навалочных грузов — самосвальные кузова и т.д.

Для Цитирования:
Троицкая Н.А., Шилимов М.В., Эволюция подвижного состава автомобильного транспорта. Автотранспорт: эксплуатация-обслуживание-ремонт. 2020;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: