Фото из собрания автора и коллекции Данилова В.Н.
Крымская война 1853–1856 гг. завершилась поражением Российской империи. По Парижскому мирному договору наша страна лишалась Черноморского флота, морских баз и крепостей на Черном море. Было разрешено лишь иметь флотилию из 10 небольших судов. Император Александр II начал проводить в стране либеральные реформы, они затронули и Российский императорский флот. На Балтике началось строительство паровых броненосных кораблей береговой обороны. А в 1876 г. в состав флота вошел первый мореходный броненосец «Петр Великий» — сильнейший боевой корабль в мире. Начинается строительство броненосцев. На Чёрном море все было иначе.
Руководство Морского министерства неоднократно планировало начать строительство военных кораблей на юге. Но всякий раз решение вопроса откладывалось из-за разных причин: наша страна была вынуждена соблюдать международные договоры, в казне хронически не хватало средств, на Черном море не было ни одного судостроительного завода, который был готов построить относительно крупный корабль, а военное руководство никак не могло окончательно выбрать проект броненосного корабля. Тем временем Османская империя стремительно наращивала свой флот. В конце 1870 г., когда Франция была разгромлена Пруссией, ситуация улучшилась. Россия, использовав благоприятный момент, в январе 1871 г. объявила об отмене условий Парижского договора. Теперь ничто не сдерживало кораблестроение, и началось восстановление боеспособности Черноморского флота. Первым делом решено построить четыре корабля береговой обороны. Сначала думали о постройке мониторов типа «Ураган», потом хотели строить броненосные лодки, аналогичные балтийскому «Смерчу» или «Русалке». Но на юге у России попрежнему не было ни одной верфи. Поэтому первый черноморский броненосный корабль было решено строить в Санкт-Петербурге. Вместо мониторов или башенных фрегатов «под шпилем» решили построить четыре корабля круглой формы. Продвигал этот проект автор «Петра Великого» контр-адмирал Попов А.А., который обладал непререкаемым авторитетом. Ему удалось убедить военное руководство строить для Черного моря круглые корабли с целью экономии казенных средств и даже «высочайше одобрить» свой проект. Император назвал такие корабли «поповками». Так они и вошли в историю флота, став самыми необычными русскими кораблями.