По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 304.9

Эволюция культуры и социальные преобразования: идеи марксизма в контексте вызовов современности

Жигалов Александр Владимирович ФГБОУ ВО «Самарский государственный институт культуры», Россия, 443010, Самара, ул. Фрунзе, 167, e-mail: fix19751@mail.ru

В статье рассматривается явление паразитизма, свойственное индивидам Homo Sapiens, а также эволюционное изменение его форм в контексте диалектического развития согласно философии Карла Маркса. Автор видит причину возникновения всех социальных конфликтов любой степени тяжести, разрушающее воздействие на культуру, балласт прогресса человечества в явлении паразитизма.

Литература:

1. Как изучать труды К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина в курсе марксистско-ленинской философии. — М.: Мысль, 1985. — 223 с.

2. Концепция современного естествознания: учебное пособие. — Рос-тов н/Д.: Феникс, 2003. — 448 с.

3. Ленин В.И. Избранные произведения. Т. 1. — М.: Изд-во политической литературы, 1988. — 646 с.

4. Мунчаев Ш.М. История Советского государства / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. — М.: Норма, 2002. — 704 с.

5. Уайт Л. Избранное: Эволюция культуры. — М.: РОССПЭН, 2004. — 1064 с.

Статья поступила 01.12.2018 г.

Прежде чем перейти к основной теме статьи, несколько слов о проблеме подхода к изучению гуманитарных дисциплин. Гуманитарным наукам не хватает объективности. Если ученый-зоолог изучает, к примеру, поведение гельминтов, его описание будет более объективным, нежели волен сделать ученый-гуманитарий. Он будет описывать принципы жизнедеятельности изучаемых объектов именно так, как они происходят, без приукрашивания и вуалирования, на его описание не будет влиять собственное предвзятое мнение, симпатия к какой-либо аскариде или опасения, что его действия не одобрит бычий цепень. Кроме того, люди рассматривают популяцию вида Homo Sapiens изнутри своего тела, а также изнутри своего вида. И поэтому непроизвольно видят в настоящем времени конечную инстанцию, позволяющую расставить все точки над i. Считают себя самыми замечательными существами, населяющими вселенную, перекладывая при этом ответственность за все беды и несчастия, преследующие род человеческий, только на внешних, реальных или вымышленных врагов.

Известно, что гуманитарные науки не могут быть беспристрастными к социальному строю страны, в которой они изучаются и преподаются. Как говорил известный политический деятель, не нуждающийся в дополнительных комментариях, — В.И. Ленин, «…вся казенная и либеральная наука защищает наемное рабство, а марксизм объявил беспощадную войну этому рабству. Ожидать беспристрастной науки в обществе наемного рабства — такая же глупенькая наивность, как ожидать беспристрастия фабрикантов в вопросе о том, не следует ли увеличить плату рабочим, уменьшив прибыль капитала. Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов» [3. С. 29]. Однако наука должна быть объективной, чтоб оставаться наукой, а не «декоративной ученостью». Наука должна стоять выше любых политических течений и не поддаваться влиянию заинтересованных лиц. Она должна непредвзято изучать любые явления: естественнонаучной сферы, технической, социальной, в иных областях применения. Результаты замалчивания, утаивания, фальсификации и т.д. в гуманитарных науках, могут сыграть бóльшую роковую роль, чем ошибки физиков-ядерщиков. На сегодняшний день по ряду всевозможных причин это далеко не так. Известно, что интеллигенция (кроме беззаветно преданных делу науки и истинного гуманизма деятелей) всегда являлась очень чутким флюгером политической ситуации. Данное обстоятельство понятно и естественно. Трудящийся ничего не даст, у него ничего нет, и плохого ничего не сделает. Эксплуататор, напротив, может «подкинуть пряник» за выгодные ему инсинуации или применить метод «кнута» за ослушание.

Для Цитирования:
Жигалов Александр Владимирович, Эволюция культуры и социальные преобразования: идеи марксизма в контексте вызовов современности. Вопросы культурологии. 2019;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: