По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 316.6

Эволюция концепции мультикультурализма в системе межнациональных и межэтнических отношений. Научно-методологические материалы по направлениям подготовки «Международные отношения», «Культурология»

Осипова Нина Осиповна профессор кафедры культурологии, социологии и философии ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», доктор филологических наук, профессор, Россия, 610000, Кировская область, г. Киров, ул. Московская, д. 36, e-mail: nina.osipova@list.ru
Зайцева Наталья Игоревна магистрант Института гуманитарных и социальных наук ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», Россия, 610000, Кировская область, г. Киров, ул. Московская, д. 36, e-mail: nina.osipova@list.ru

В статье показано, что проблема межнациональных отношений существовала на протяжении всей истории человечества, так как разным народам всегда приходилось находить общий язык. Сегодня эта ситуация особенно обострилась в связи с ростом миграционных потоков, усиленных глобализацией. Автор показывает: констатация краха концепции не решила проблему с беженцами, так как на сегодняшний день мультикультурализм представляет собой не просто одно из направлений политики, а особую культурную среду. Она характеризуется наличием культурного разнообразия с сегрегированными группами, которое приводит к столкновению двух систем мировоззрения и выливается в межнациональные конфликты.

Литература:

1. Вевьерка М. Формирование различий // Социологические исследования. — 2005. — № 8.

2. Бабич И.Л., Родионова О.В. Теория и практика мультикультурализма. — 2009. — С. 14.

3. Белас Л., Беласова Л. Мультикультурализм в глобализирующемся мире // Вестник Вятского государственного университета. — 2014. — № 9. — С. 6.

4. Белая книга по межкультурному диалогу. — URL: https://rm.coe.int/16802f5bf2 (дата обращения: 02.02.2018).

5. Борисов А.А. Американские консерваторы и мультикультурализм. — 2000. — С. 5.

6. Гасанова Н.К. К определению концепта «мультикультурализм» // Культурная жизнь юга России. — 2015. — № 1 (56). — С. 10–16.

7. Кимлика У. Взлет и падение мультикультурализма // Дискурс-Пи. — 2013. — № 1–2. — С. 73.

8. Коробейникова Л.А. Культурное разнообразие в контексте мультикультурализма // Известия Томского политехнического университета. — 2012. — № 6. — С. 197.

9. Кукатас Ч. Либеральный архипелаг: Теория разнообразия и свободы. — 2011.

10. Кукатас Ч. Теоретические основы мультикультурализма. — URL: http:// www.inliberty.ru/library/265-teoreticheskie-osnovy-multikulturashylizma (дата обращения: 02.03.2018).

11. Кэмерон призывает забыть о политике мультикультурализма // NEWS: Русская служба. — URL: http://www.bbc.com/russian/uk/2011/02/110205_cameron_ multiculturalism_failed (дата обращения: 22.03.2018).

12. Левикова С.И. Мультикультурализм как социальная проблема, или Чем отличается мультикультурализм от поликультурности // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2014. — № 3 (88). — С. 39–40.

13. Ле Кодиак Р. Мультикультурализм. — URL: https://refdb.ru/look/2437544-p2. html (дата обращения: 02.03.2018).

14. Ляпина Л.А. Эволюция либеральной концепции мультикультурализма // Социологический альманах. — 2014. — № 5. — С. 253.

15. Малахов В.С. Интеграция мигрантов: Концепции и практики. — 2015. — С. 12.

16. Малахов В.С. Парадоксы мультикультурализма. — URL: http://magazines.russ. ru/inostran/1997/11/malachov.html (дата обращения: 27.02.2018).

17. Малик К. Крах мультикультурализма. — URL: http://globalaff airs.ru/number/ Krakh-multikulturalizma-17450 (дата обращения: 25.02.2018).

18. Меркель признала провал мультикультурной модели // Lenta.ru. — URL: https://lenta.ru/news/2010/10/17/merkel/ (дата обращения: 22.03.2018).

19. Паин Э. К вопросу о «крахе политики мультикультурализма» в Европе. — URL: http://krotov.info/libr_min/16_p/ay/in.htm (дата обращения: 25.02.2018).

20. Пинаев П.В., Яцкевич Ю.Ю. Мультикультурализм в странах Западной Европы: причины неудачи // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. — 2015. — № 2. — С. 76.

21. Понизовский В.А., Берри Дж.У. Сравнительный анализ политики мультикультурализма в Канаде, странах Европы и России // Общественные науки и современность. — 2017. — № 3. — С. 124.

22. Русских Л.В. Мультикультурализм: раскол или интеграция? // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. — 2013. — С. 173.

23. Саркози объявил о провале мультикультурализма: уживаться с молящимися на улицах мусульманами невозможно // NEWSru.com. — URL: http://www. newsru.com/world/11feb2011/sarkozy.html (дата обращения: 22.03.2018).

24. Следзевский И.В. Мультикультурализм: хрупкий баланс между интеграцией и дезинтеграцией // Общественные науки и современность. — 2013. — № 2. — С. 123.

25. Шмелева Н.В. Принципы иммиграционной политики Н. Саркози // Научно-аналитический журнал «Обозреватель — Observer». — 2011. — № 6. — С. 58–64.

26. BFM: Швеция может перестать быть оазисом для мигрантов // MigrantIntegrationPolicyIndex. — 2015. — URL: http://www.mipex.eu/bfm (дата обращения: 12.03.2018).

Термин «мультикультурализм» вошел в науку в 1960-х годах и был связан с изменениями в развитых странах Западной Европы. У. Кимлика указывает на важность рассматривать данное явление в его историческом контексте, так как сосуществование различных культур обнаруживается еще в более ранний период, например Османской империи. Мультикультурализм 1960-х годов можно рассматривать как третью волну революции по правам человека, которой предшествовали борьба против расовой сегрегации и дискриминации. До Второй мировой войны господствовали расистские идеологии, которые пропагандировали превосходство одних культур над другими. Это поддерживалось как внутри государства, так и в отношениях с колониями. Но в связи с окончательным распадом колониальной системы и катастрофическими последствиями тоталитаризма Организация Объединенных Наций отказывается от них в пользу равенства рас и народов [7, с. 73].

Мультикультурализм в современном понимании имеет несколько трактовок, которые могут неправильно использоваться людьми, что приводит к ошибкам и спорам. Это понятие можно рассматривать с двух сторон: во-первых, как наличие культурного разнообразия, во-вторых, как политику, направленную на сохранение многообразия культур. Первое понимание фиксирует концепцию именно в культурологическом контексте, который предполагает, что люди разной этничности, религии и расы должны научиться сосуществовать друг с другом, не отказываясь от своей культуры. Э. Паин утверждает, что такой подход, как правило, используется защитниками мультикультурализма и не встречает возражений среди европейских политиков [19]. Подобное мнение поддерживает И.В. Следзевский, утверждающий, что сторонники концепции отмечают нарастание культурных контактов и смешения культур в качестве характерной черты современного общества [24, c. 123]. С. Дацюк обращает внимание, что мультикультурализм нужно понимать в двух принципиально разных содержаниях: как политику и как способ идентичности, в которой переплетены различные установки мышления, образцы и нормы, которые относятся к разным культурам [6, c. 10–16]. А.А. Борисов аналогично выделяет два значения понятия: как идеология и политика, формирующая общенациональные ценности над этническими, и как феномен этнокультурной фрагментации социума, который отрицает единую культуру как общенациональное движение [4, c. 5]. К. Малик, анализируя термин как описание многообразия в обществе и политике, приходит к мнению, что именно переплетение этих аспектов — осознаваемой проблемы и предполагаемого решения — приводит к нестабильности в определении сущности мультикультурализма [17].

Для Цитирования:
Осипова Нина Осиповна, Зайцева Наталья Игоревна, Эволюция концепции мультикультурализма в системе межнациональных и межэтнических отношений. Научно-методологические материалы по направлениям подготовки «Международные отношения», «Культурология». Ученый совет. 2020;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: