По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 316

Эволюция человека и культурогенез: основные тенденции развития

Флиер Андрей Яковлевич ведущий научный сотрудник Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, доктор философских наук, профессор Россия, 129366, Москва, ул. Космонавтов, д. 2, e-mail: andrey.flier@yandex.ru

Автор осмысливает традиционную точку зрения относительно того, что эволюция форм жизни на Земле завершилась с происхождением человека. Конечно, существует и множество гипотез на предмет того, что морфологическая эволюция в отдаленном будущем продолжится и в границах человеческого вида. Но это лишь гипотезы; никаких наблюдаемых фактов (по крайней мере достаточно очевидных), подтверждающих вероятность такого рода изменений, в нашем распоряжении еще нет. Вместе с тем в статье показано, что процесс эволюции касается не только изменения морфологических форм живых существ, но и программ их поведения, которые образуют достаточно явные тенденции развития культуры, которые можно рассматривать как особенности культурогенеза.

Литература:

1. Блумер Г. Коллективное поведение // Американская социологическая мысль. — М.: Изд-во МГУ, 1994.

2. Гофман А.Б., Левкович В.П. Обычай как форма социальной регуляции // Советская этнография. — 1973. — № 1.

3. Зорина З.А., Полетаева И.М. Основы этологии и генетики поведения. — М.: МГУ, 1999.

4. Иорданский Н.Н. Эволюция жизни. — М.: Академия, 2001.

5. Коротаев А.В. Законы истории: социальная макродинамика. — М.: УРСС, 2005.

6. Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности. — М.: Изд-во МГУ, 1986; Моисеев Н.Н. Алгоритмы развития. — М.: Наука, 1987.

7. МакДоналд К. Эволюция и развитие // Этология человека на пороге XXI века: новые данные и старые проблемы. — М.: Старый сад, 1999.

8. Маркарян Э.С. Очерки теории культуры; Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. — М.: Мысль, 1983.

9. Осипова-Дербас Л.В. Эволюция цивилизации. — СПб.: Европейский дом, 2002.

10. Швырев B.C. Рациональность как ценность культуры // Вопросы философии. — 1992. — № 6.

11. Экологические и эволюционные аспекты поведения животных. — М.: Наука, 1974.

12. Bostrom N. The Future of Human Evolution // Death and Anti-Death: Two Hundred Years After Kant, Fifty Years After Turing. California: ed. Charles Tandy: Ria University Press: Palo Alto, 2004.

13. Ward P. Future Evolution: An Illuminated History of Life to Come. N.Y.: W.H. Freeman, 2001.

По линии эволюции, где поведение растений сложнее, чем поведение бактерий, поведение птиц сложнее поведения рыб, поведение млекопитающих по своей сложности превосходит поведение земноводных и т.п., можно говорить о том, что подобное развитие обрело новое качество на основе вида Homo sapiens в формах развития человеческой культуры [13; 14] как особой программы социального поведения людей. Причем это развитие мы можем наблюдать на протяжении человеческой истории и делать на этой основе научные выводы [5; 9].

Прежде всего нужно сказать, что биологическая жизнь на Земле изначально осуществлялась в форме самодостаточных отдельных организмов — одноклеточных, потом многоклеточных, а на определенном этапе эволюции приняла групповой, популяционный характер. В рамках популяции сохранение и продолжение жизни стало напрямую зависеть от эффективности взаимодействия между составляющими популяцию организмами, а следовательно, от их социального поведения по отношению друг к другу. Социальное поведение — это такое поведение членов популяции, которое обусловлено интересами общины, способствует ее сохранению и воспроизводству как целостной системы [1]. Такое социальное поведение у разных видов основывается на разных программах и ими же регулируется.

В принципе можно выстроить такую историко-эволюционную последовательность развития программ социального поведения начиная от стадных животных (более элементарные формы жизни здесь рассматриваться не будут):

• регулятором социального поведения стадных животных является популяционный инстинкт, передающийся от поколения к поколению генетически, воспроизводящий длительный опыт коллективного существования данного вида и являющийся абсолютно детерминированным [6];

• на стадии антропогенеза популяционный инстинкт постепенно дополняется, а затем и вытесняется социальным обычаем;

• на первобытно-общинной и аграрной стадиях человеческой истории основным регулятором социального поведения людей стал обычай, передававшийся методом обучения, воспроизводивший социальный опыт сообществ, закрепленный в традиции, и являвшийся в основном детерминированным [2];

Для Цитирования:
Флиер Андрей Яковлевич, Эволюция человека и культурогенез: основные тенденции развития. Ученый совет. 2020;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: