По линии эволюции, где поведение растений сложнее, чем поведение бактерий, поведение птиц сложнее поведения рыб, поведение млекопитающих по своей сложности превосходит поведение земноводных и т.п., можно говорить о том, что подобное развитие обрело новое качество на основе вида Homo sapiens в формах развития человеческой культуры [13; 14] как особой программы социального поведения людей. Причем это развитие мы можем наблюдать на протяжении человеческой истории и делать на этой основе научные выводы [5; 9].
Прежде всего нужно сказать, что биологическая жизнь на Земле изначально осуществлялась в форме самодостаточных отдельных организмов — одноклеточных, потом многоклеточных, а на определенном этапе эволюции приняла групповой, популяционный характер. В рамках популяции сохранение и продолжение жизни стало напрямую зависеть от эффективности взаимодействия между составляющими популяцию организмами, а следовательно, от их социального поведения по отношению друг к другу. Социальное поведение — это такое поведение членов популяции, которое обусловлено интересами общины, способствует ее сохранению и воспроизводству как целостной системы [1]. Такое социальное поведение у разных видов основывается на разных программах и ими же регулируется.
В принципе можно выстроить такую историко-эволюционную последовательность развития программ социального поведения начиная от стадных животных (более элементарные формы жизни здесь рассматриваться не будут):
• регулятором социального поведения стадных животных является популяционный инстинкт, передающийся от поколения к поколению генетически, воспроизводящий длительный опыт коллективного существования данного вида и являющийся абсолютно детерминированным [6];
• на стадии антропогенеза популяционный инстинкт постепенно дополняется, а затем и вытесняется социальным обычаем;
• на первобытно-общинной и аграрной стадиях человеческой истории основным регулятором социального поведения людей стал обычай, передававшийся методом обучения, воспроизводивший социальный опыт сообществ, закрепленный в традиции, и являвшийся в основном детерминированным [2];