— Уверена, вы сами помните, звучало много скепсиса, когда в сферу ЖКХ официально вводился общественный контроль. Активистов (и здесь мы не имеем в виду пожизненных жалобщиков и кляузников) поначалу серьезно не воспринимали ни органы власти, ни ресурсники, а тем более управляющие компании. Ситуация поменялась?
— Проблемы, которые беспокоят население в разных регионах, доносятся до федерального уровня.
Даже если их решение не удается оперативно отразить в каких-то нормативных актах, мы ведем обсуждение на площадках Минстроя и Госдумы РФ. Вертикальные связи между властью и гражданами обязательно должны быть.
Конечно, не во всех моментах к нам прислушиваются, но мы стараемся.
Вместе с тем надо признать, у общественников по-прежнему остается не так много инструментов, многого удается добиться лишь за счет настойчивости.
В этом свете я хочу особо поблагодарить СМИ, которые плотно и последовательно занимаются вопросами ЖКХ и тем самым помогают обратить внимание на какие-то моменты.
Кроме того, гражданам надо рассказывать о тех законах, которые действуют, и объяснять, как ими пользоваться.
Тут тоже роль журналистов неоценима.
— То есть по большому счету в стране оформилась модель, в центре которой активный собственник: он платит за качество и, так уж выходит, борется за него? Мне кажется, остается еще очень много людей из разряда тех, что заплатили рубль, а требуют сделать на десять. Это, кстати, одна из проблем кампании по капремонту многоквартирных домов.
— Незнание или нежелание (и иногда невозможность) исполнять свои обязанности, например, по оплате потребленных ресурсов у граждан не пропали вовсе. Но я констатирую по встречам и по обращениям в наши общественные приемные, а таких поступает около 40 тыс. в год, что на местах уже сложился костяк грамотных людей, которые умеют защищать свои права и готовы помогать своим соседям.
Во многих регионах даже сформирован пул общественных жилинспекторов, которые работают вместе с госжилинспекцией, выезжая по конкретным адресам.