Статья поступила 06.08.2015 г.
Актуализация этнокультурных процессов в регионах России в настоящее время приводит к необходимости осмысления механизмов этнокультурного самоопределения этнических групп, правовых инструментов регулирования национальных отношений, изучения уникального опыта национально-культурного развития и конкретных форм региональной реализации государственной этнокультурной политики.
Основой концептуального обоснования этнокультурной политики является понятие «этничность», которое сегодня рассматривается в рамках трёх подходов: примордиалистского, инструменталистского, конструктивистского.
Согласно первому подходу, этничность — это врожденное свойство человеческой идентичности, которое имеет свою основу в природе и обществе.
Инструментальная теория рассматривает этничность как чувство солидарности группы людей, которое формируется в определенных обстоятельствах. Наиболее распространено конструктивистское понимание этничности норвежского этнолога Ф. Барта в следующей формулировке: «этничность — это форма 15 социальной организации культурных различий» [1]. По мнению Ф. Барта, этносы складываются, прежде всего, в силу территориальной, социальной и государственной изолированности.
В то же время анализ современных этнокультурных процессов требует интеграции всех подходов.
Состояние этничности в полиэтничных государствах во многом зависит от характера межэтнических взаимоотношений и определяет основные подходы к разработке государственной этнокультурной политики.
Этнокультурная политика отражает не только сформировавшиеся этнические идентичности, но одновременно эти идентичности формирует. В связи с этим фактом принципы построения и функционирования этнокультурной политики России, ее соотношение с культурными политиками регионов во многом определяют перспективы развития межэтнических отношений в стране.
Этнокультурная политика — это политика, направленная на гармонизацию межэтнических отношений, возрождение и развитие национальных культур и языков.