По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 295.48 DOI:10.33920/nik-01-2001-07

Этика зороастризма как фактор формирования межконфессиональных отношений в Древнем Иране

Андрущенко Игорь Валентинович ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», Россия, 299053, Республика Крым, Севастополь, ул. Университетская, д. 33, e-mail: alexeipl1980@mail.ru

В статье рассматриваются морально-этические принципы зороастризма. Исследуется влияние зороастрийской этики на политику веротерпимости в Древнем Иране, способствовавшую созданию империи.

Литература:

1. Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи / Пер. с англ. и примеч. И.М. СтеблинаКаменского; послесл. Э.А. Грантовского. — М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1987. — 303 с.

2. Гаспаров М.Л. Рассказы Геродота о греко-персидских войнах и еще о многом другом. — М.: Согласие, 2001. — 228 с.

3. Гаты Заратуштры / Пер. с авестийского И.М. Стеблина-Каменского. — СПб.: Петербургское востоковедение, 2009. — 192 с.

4. Дандамаев М.А. Иран при первых Ахеменидах (VI в. до н.э.). — М.: Издательство восточной литературы, 1980. — 291 с.

5. Дандамаев М.А., Луконин В.Г. Культура и экономика древнего Ирана. — М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1980. — 417 с.

6. Древние цивилизации / С.С. Аверинцев, В.П. Алексеев, В.Г. Ардзинба и др.; под общ. ред. Г.М. Бонгард-Левина. — М.: Мысль, 1989. — 479 с.

7. Дьяконов М.М. Очерк истории древнего Ирана. — М.: Издательство восточной литературы, 1961. — 445 с.

8. История религии. В 2 т. Учебник. — Т. 1. / В.В. Винокуров, А.П. Забияко, 3.Г. Лапина и др.; под общ. ред. И.Н. Яблокова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Высш. шк., 2004. — 464 с.

9. Олмстед А.Т. История Персидской империи / Пер. с англ. А.А. Карповой. — М.: ЗАО «Центрполигpаф», 2012. — 575 с.

10. Оришев А.Б., Мамедов А.А. Дуализм зороастризма и проблема морального выбора в религиозном сознании талышского народа // Вестник МГУКИ. — 2015. — С. 23–46.

11. Панищев А.Л. Зороастризм (дидактические материалы по курсу «Религиоведение») / А.Л. Панищев // Вопросы культурологии. — 2014. — № 5. — С. 59–68 [Электронный ресурс]. — URL: https://docplayer.ru/45521828-Religiya-v-kulture-drevnego-iranazoroastrizm.html (дата обращения: 09.03.2019).

12. Панищев А.Л. Представления о человеке в культуре зороастризма // Человек. — 2018. — № 3. — С. 118–124.

13. Уильям Куликан. Персы и мидяне. Подданные империи Ахеменидов / Пер. с англ. Л.А. Игоревского. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2002. — 223 с.

14. Элиаде М. История веры и религиозных идей: От каменного века до элевсинских мистерий / Пер. с фр. Н.Н. Кулаковой, В.Р. Рокитянского, Ю.Н. Стефанова. — 2-е изд. — М.: Академический проект, 2009. — 622 с.

Статья поступила 16.06.2019

Зороастризм — одна из древнейших религий откровения, повлиявшая на становление государства и культуры Древнего Ирана (Персии), а также на окружающие народы и религии. 2003 год был объявлен ЮНЕСКО Годом 3000-летия зороастрийской культуры.

Евангелие нам рассказывает о волхвах, пришедших с востока, которых привела к родившемуся Богомладенцу Иисусу Вифлеемская звезда. Волхвы, «…войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф. 2:11). Скорее всего, волхвы были зороастрийскими жрецами и пошли за Вифлеемской звездой потому, что их верования предсказывали рождение Спасителя.

Название «зороастризм» дано этой религии европейцами по имени ее основателя — древнеиранского жреца Заратуштры, жившего приблизительно на рубеже II и I тысячелетий до н.э. в предгорных областях Центральной Азии [3, с. 20]. Учение зороастризма основывается на представлении о Едином Боге Ахура-Мазде, Всеблагом Творце мира и человека. Богу противостоит дух разрушения АнхраМайнью, олицетворение зла. Извечная борьба Ахура-Мазды и Анхра-Майнью, борьба добра со злом, завершится победой добра и полным уничтожением зла.

Присутствие злой сущности, противящейся благому Богу, иногда приводит к мысли о дуализме, предполагающем вечное сосуществование двух независимых, равносильных, враждующих друг с другом начал, доброго и злого. Такая точка зрения на зороастризм появилась в европейской религиозно-философской мысли и встречается в энциклопедиях и учебниках по религиоведению [8, с. 356]. Тем не менее такое понимание этой религии является упрощенным и не соответствует главным идеям зороастризма. Все молитвы Заратуштры в Гатах направлены к одному Богу — Ахура-Мазде, который единственный является творцом мира. «Анхра-Майнью же, как совокупный образ, как воплощение злых, демонических сил, остается как бы в тени» [10, с. 125].

Основанием для дуалистической концепции обычно полагают отрывок из Гат, авторство которых приписывают самому Заратуштре: «Два духа изначала — как близнецы в явленьи. И мыслию, и словом, и делом — благ и зол» (Ясна 30.3) [3, с. 52]. Авторитетный ученый и переводчик Стеблин-Каменский обращает внимание на сложность понимания текста: «Самый цитируемый и очень по-разному интерпретируемый пассаж Гат. В нем, безусловно, говорится о двух духах-близнецах… но как они возникли — не ясно: то ли в видении (чьем?), то ли в сновидении, то ли в борении, борьбе или отделении и т.д. Избрано нейтральное “в явлении”» [3, с. 52]. Религиовед Мирча Элиаде считает, что два духа-близнеца — это порождения Ахура-Мазды: Спента-Майнью (Святой Дух), выбравший добро, и Анхра-Майнью (Злой Дух), выбравший зло. «Очевидно, что эти духи — праведный и порочный — таковы скорее по собственному выбору, чем по природе» [14, с. 381–382]. Дальнейшие стихи Гат указывают на изначальную возможность свободного выбора, при реализации которой и проявилось зло: «Из двух Дух Лживый выбрал деянье наихудшее, а Дух Святейший — Истину» (Ясна 30.5) [3, с. 52].

Для Цитирования:
Андрущенко Игорь Валентинович, Этика зороастризма как фактор формирования межконфессиональных отношений в Древнем Иране. Вопросы культурологии. 2020;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: