Статья поступила 16.06.2019
Зороастризм — одна из древнейших религий откровения, повлиявшая на становление государства и культуры Древнего Ирана (Персии), а также на окружающие народы и религии. 2003 год был объявлен ЮНЕСКО Годом 3000-летия зороастрийской культуры.
Евангелие нам рассказывает о волхвах, пришедших с востока, которых привела к родившемуся Богомладенцу Иисусу Вифлеемская звезда. Волхвы, «…войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф. 2:11). Скорее всего, волхвы были зороастрийскими жрецами и пошли за Вифлеемской звездой потому, что их верования предсказывали рождение Спасителя.
Название «зороастризм» дано этой религии европейцами по имени ее основателя — древнеиранского жреца Заратуштры, жившего приблизительно на рубеже II и I тысячелетий до н.э. в предгорных областях Центральной Азии [3, с. 20]. Учение зороастризма основывается на представлении о Едином Боге Ахура-Мазде, Всеблагом Творце мира и человека. Богу противостоит дух разрушения АнхраМайнью, олицетворение зла. Извечная борьба Ахура-Мазды и Анхра-Майнью, борьба добра со злом, завершится победой добра и полным уничтожением зла.
Присутствие злой сущности, противящейся благому Богу, иногда приводит к мысли о дуализме, предполагающем вечное сосуществование двух независимых, равносильных, враждующих друг с другом начал, доброго и злого. Такая точка зрения на зороастризм появилась в европейской религиозно-философской мысли и встречается в энциклопедиях и учебниках по религиоведению [8, с. 356]. Тем не менее такое понимание этой религии является упрощенным и не соответствует главным идеям зороастризма. Все молитвы Заратуштры в Гатах направлены к одному Богу — Ахура-Мазде, который единственный является творцом мира. «Анхра-Майнью же, как совокупный образ, как воплощение злых, демонических сил, остается как бы в тени» [10, с. 125].
Основанием для дуалистической концепции обычно полагают отрывок из Гат, авторство которых приписывают самому Заратуштре: «Два духа изначала — как близнецы в явленьи. И мыслию, и словом, и делом — благ и зол» (Ясна 30.3) [3, с. 52]. Авторитетный ученый и переводчик Стеблин-Каменский обращает внимание на сложность понимания текста: «Самый цитируемый и очень по-разному интерпретируемый пассаж Гат. В нем, безусловно, говорится о двух духах-близнецах… но как они возникли — не ясно: то ли в видении (чьем?), то ли в сновидении, то ли в борении, борьбе или отделении и т.д. Избрано нейтральное “в явлении”» [3, с. 52]. Религиовед Мирча Элиаде считает, что два духа-близнеца — это порождения Ахура-Мазды: Спента-Майнью (Святой Дух), выбравший добро, и Анхра-Майнью (Злой Дух), выбравший зло. «Очевидно, что эти духи — праведный и порочный — таковы скорее по собственному выбору, чем по природе» [14, с. 381–382]. Дальнейшие стихи Гат указывают на изначальную возможность свободного выбора, при реализации которой и проявилось зло: «Из двух Дух Лживый выбрал деянье наихудшее, а Дух Святейший — Истину» (Ясна 30.5) [3, с. 52].