Учитывая специфику организации и деятельности службы скорой медицинской помощи (ССМП), следует остановиться на некоторых этических и деонтологических особенностях, повседневно возникающих в практике ее работы. К специфическим особенностям ССМП следует отнести то, что немногие медицинские специальности имеют такие физические и психоэмоциональные перегрузки, как у работников СМП. Немаловажную роль играет тот факт, что бригады СМП работают на вызовах самостоятельно, и их действия не контролируются в момент нахождения у больного (пострадавшего), а необходимость выполнения вызова по различным поводам и оказание медицинской помощи любому контингенту больных (пострадавших) требует поливалентной теоретической и практической подготовки медработников СМП. Постоянная работа в экстремальных ситуациях (порой и криминогенного характера) не может не сказаться на поведенческих реакциях и психологическом состоянии работников СМП. Отсутствие возможности проводить дополнительные исследования (лабораторные анализы, рентгенограммы и др.), невозможность получить консультативную помощь обязывают медработника СМП полагаться на свою голову, свои знания, опыт, навыки.
Исходя из вышеизложенного, следует подчеркнуть, что соблюдение этических и деонтологических принципов медработниками СМП также имеет свои нюансы и особенности, которые заключаются в следующем.
Так же как театр начинается с вешалки, так и любая скорая начинается с канала «03». Для выполнения слаженной коммуникации необходимо обеспечить профессиональный подбор диспетчеров по приему вызовов, и это играет решающую роль в том, как встретят у больного бригаду СМП. Умение деонтологически правильно вести диалог с вызывающим абонентом слагается из достаточного знания основной патологии, с которой работает СМП, адресов зоны обслуживания и подъездных путей к ним, достаточной этической и моральной личной подготовленности. Кроме того, не секрет, что нередко абоненты разговаривают с диспетчером «03» в недопустимо грубой форме (мягко говоря), зачастую отмечаются хулиганские и ложные вызовы и т. п. — это требует от диспетчера немалой выдержки и умения сгладить назревающую конфликтную ситуацию. К сожалению, имеют место факты, когда в диспетчерских службах ряда учреждений СМП подбор кадров идет не по профессиональной и моральной подготовленности, а осуществляется из работников, направленных на облегченный труд (по возрасту, по состоянию здоровья и т. п.). На наш взгляд, работа в диспетчерской СМП может приравниваться к работе в «горячем» цеху, так как выездные бригады СМП все же имеют перерывы для отдыха между вызовами, диспетчеры же — только кратковременные технологические перерывы. Немаловажное значение имеет также умение профессионально, кратко и вежливо провести диалог с абонентом, чтобы в кратчайшее время произвести селективный опрос для установления повода к вызову (характера предполагаемой на вызове патологии у больного).