По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 65.011.8

Этапы развития концепции управления качеством

Фрейдина Е.В. Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» (НГУЭУ), г. Новосибирск, ул. Каменская, д. 56

В статье изложены основы оценки качества продукции и анализа состояния и уровня качества с ориентацией на те или иные факторы производственного процесса и конъюнктуры рынка. Дано обобщение развития науки менеджмента качества и моделей управления качеством, рассмотрены алгоритм создания, функции и процессы системы менеджмента качества. Статья построена на современной методической базе по теории управления качеством, начало которой заложено философской категорией «качество»; раскрыта суть этого понятия.

Литература:

1. Минаев Э.С., Агеев Н.Г., Аббата Д.А. Управление производством и операциями: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 15. — М.: ИНФРА-М, 1999.

2. Хаксевер К., Рендер Б., Рассел Р. Управление и организация в сфере услуг: пер. с англ. К. Хаксевера. — СПб.: ПИТЕР, 2002.

3. Траут Дж. Дифференцируйся или умирай. Выживание в эпоху убийственной конкуренции: пер. с англ. Дж. Траута, С. Ривкина. — СПб.: ПИТЕР, 2002.

4. Шанк Дж., Говиндараджан В. Стратегическое управление затратами: новые методы увеличения конкурентоспособности: пер. с англ. — СПб.: Бизнес-Микро, 1999.

5. Горленко О.А., Мирошников В.В. Создание системы менеджмента качества в организации: монография. — М.: Машиностроение-1, 2002.

6. Ильенкова С.Д., Ильенкова Н.Д., Мхитарян В.С. Управление качеством: учебник для вузов / под ред. С.Д. Ильенковой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

7. Кане М.М., Иванов Б.В., Корешков  В.Н., Схиртладзе А.Г. Системы, методы и инструменты менеджмента качества: учебник для вузов. — СПб.: ПИТЕР, 2009.

8. Федюкин В.К., Дурнев В.Д., Лебедев  В.Г. Методы оценки и управления качеством промышленной продукции: учебник. — М.: ИИД «Филинъ», Рилант, 2000.

Качество продукции доводится до потребителя через так называемое «функциональное качество», которое определяется тремя составляющими:

1. Функциональная способность или способность достигать определенной цели.

2. Функциональная простота.

3. Эстетичность.

Функциональная способность проявляется в определенном диапазоне возможностей по улучшению качества продукции. Различают предельно возможный, желательный, приемлемый и достижимый диапазоны (рис. 1).

Предельно возможный диапазон представляет теоретические пределы достижения какой-либо характеристики продукции. Желательный диапазон соответствует части функционального диапазона, отвечающего предполагаемым потребностям пользователей на момент покупки продукции. Приемлемый диапазон определяется необходимым минимумом потребительских свойств продукции, с которым готов согласиться пользователь при условии, что он включает большинство его требований. Достижимый диапазон определяется предельными возможностями производителя по изготовлению данного вида продукции.

Таким образом, имеем, с одной стороны, производителя, который в рамках предельно возможного диапазона качества осуществляет некоторый достижимый диапазон качества, с другой стороны — потребителя с требованиями к качеству продукции в рамках желаемого или приемлемого качества продукции. В зависимости от совпадения или несовпадения требований потребителя к качеству продукции с возможностями производителя возникают различные ситуации со сбытом продукции.

Функциональная простота продукции определяется с точки зрения «познавательных» или физических усилий, необходимых пользователю для реализации возможностей продукции. Предполагается, что потребители рациональны в своем поведении.

Компании, добивающиеся близости к потребителю, отличаются следующими особенностями:

• высокой степенью технологической маневренности;

• высокой степенью дифференцирования продукции;

• лучшей системой изучения и учета потребностей покупателей;

Для Цитирования:
Фрейдина Е.В., Этапы развития концепции управления качеством. Управление качеством. 2018;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала