По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Этапы развития финансирования высокотехнологичной медицинской помощи в России

В данном исследовании описан исторический обзор нормативных документов, которые регулируют финансовое обеспечение инструментов оказания высокотехнологичной медицинской помощи. Изучение законодательных актов позволило выявить наиболее проблемные зоны этого сектора медицины и определить перспективы развития системы финансирования медицинских организаций, предоставляющих услуги высокотехнологичной медицинской помощи. В рамках исследования было выделено три ключевых этапа развития системы финансирования: начальный, на котором зарождалось формирование терминов и становление направления, этап бюджетнострахового финансирования, происходившего из средств Федерального бюджета и системы ОМС, и современного этапа. На современном этапе финансирование осуществляется в одноканальном формате за счет ассигнований бюджета ФФОМС. В качестве примеров для сравнения приведены системы организации высокотехнологичной помощи за границей. Результаты исследования демонстрируют необходимость продолжения развития системы первичной медицинской помощи за счет использования высокотехнологичных инструментов.

Литература:

1. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-Ф3 (ред. от 01.05.2017) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»// СЗ РФ. — 2011. — № 48. — Ст. 6724.

2. Указ президента РФ от 26.09.1992 № 1137 «О мерах по развитию здравоохранения в Российской Федерации»// Собрание актов президента и правительства РФ. — 1992. — № 14. — Ст. 1088.

3. Приказ Минздрава России от 02.10.1992 № 263 «О мерах по развитию здравоохранения в Российской Федерации».

4. Приказ Минздрава России от 21.06.1993 № 146 «Об утверждении перечня видов медицинской помощи, профилактических, лечебно-диагностических мероприятий, входящих в базовую программу обязательного медицинского страхования различных контингентов населения Российской Федерации на 1993 год».

5. Приказ Минздрава России и медицинской промышленности от 19.04.1994 «О порядке финансирования и расходования ассигнований, выделяемых из Федерального бюджета Российской Федерации на проведение дорогостоящих видов медицинской помощи и контроля за их использованием».

На сегодняшний день в России высокотехнологичная медицинская помощь (ВМП) относится к категории специализированной медицинской помощи. Она требует использования сложных и ресурсоемких методов лечения, обладающих доказанной мировой и российской практикой эффективностью. ВМП является наиболее перспективной отраслью медицины, однако для ее развития необходимы большие финансовые затраты. В связи с этим в системе российского здравоохранения регулярно поднимается вопрос о каналах финансирования развития этой отрасли. Для увеличения темпов развития необходимо разработать четкий и рациональный подход к расходованию выделяемых бюджетных средств.

Развитие финансирования высокотехнологичной помощи в постсоветский период условно можно разделить на три этапа: 1992–2014 гг., 2014–2016 гг. и с 2017 г. по настоящее время.

На первом этапе финансирование развития отрасли осуществлялось за счет бюджетных ассигнований, на этом этапе начиналось формирование терминов высокотехнологичной медицины, ее основных инструментов. На втором этапе начался плавный переход на внедрение высокотехнологичной медицины в систему обязательного медицинского страхования, на третьем этапе отрасль перешла на одноканальное финансирование.

Одним из основных терминов ВМП является понятие «дорогостоящая медицинская помощь». Законодательно оно появилось в начале 1990-х гг. вместе с появлением системы обязательного страхования граждан. Оказание услуг, входящих в категорию дорогостоящей медпомощи, указом президента РФ от 26.09.1992 должно было финансироваться из средств республиканского бюджета. Компенсация лечения за счет бюджетных средств осуществлялась только по специальному перечню заболеваний, который утверждался ежегодно. В том же году был выпущен приказ Министерства здравоохранения, согласно которому финансирование дорогостоящей медпомощи должно было осуществляться за счет федерального бюджета.

Следующим шагом развития отрасли стал приказ 1993 г., в котором были утверждены 11 видов дорогостоящей медицинской помощи. В этом же приказе утверждался порядок финансирования этой помощи за счет республиканского бюджета. Приказ возлагал на органы управления здравоохранения субъектов Федерации обязанности по корректировке перечня дорогостоящей медпомощи и порядка системы ее финансирования.

Для Цитирования:
Никонов Андрей Владиславович, Этапы развития финансирования высокотехнологичной медицинской помощи в России. Экономист лечебного учреждения. 2017;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: