По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332

Этапы и оценка результатов проведения государственной кадастровой оценки земель в городском округе город Уфа Республики Башкортостан

Папаскири Т.В. д-р экон. наук, канд. с./х. наук, академик РАЕН, декан факультета землеустройства, профессор кафедры землеустройства E-mail: t_papaskiri@mail.ru, Государственный университет по землеустройству, г. Москва
Сулейманова А.В. старший менеджер ООО ХК «Башбетон», г. Уфа Республика Башкортостан, соискатель кафедры землеустройства E-mail: al.suleimanova@yandex.ru, Государственный университет по землеустройству, г. Москва

Статья посвящена рассмотрению основных проблем, связанных с применением результатов государственной кадастровой оценки земель поселений на примере городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Это вызвано, прежде всего, с актуальными вопросами оспаривания кадастровой стоимости земли и применение результатов оценки, как элемент налогообложения, аренды, купли-продажи земли и других экономических операций. Обоснованно необходимость проведения ряда мероприятий, направленных на совершенствование государственной кадастровой оценки земель и повышения эффективности использования.

Литература:

1. Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 27.12.2002 № 383 «Об утверждении показателей государственной кадастровой оценки земель поселений Республики Башкортостан» [Электронный ресурс]: // СПС «Консультант Плюс».

2. Постановление Правительства Республики Башкортостан от 12.03.2007 № 58 (ред. от 07.11.2007 г.) «Об утверждении показателей государственной кадастровой оценки земель городских округов город Уфа и город Стерлитамак Республики Башкортостан» [Электронный ресурс]: // СПС «Консультант Плюс».

3. Постановление Правительства Республики Башкортостан от 30.12.2011 № 521 (ред. от 02.03.2012 г., с изм. от 30.12.2014 г.) «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в городских округах города Уфа, Стерлитамак и Салават Республики Башкортостан» [Электронный ресурс]: // СПС «Консультант Плюс».

4. Постановление главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 30.12.2014 № 5860 (ред. от 29.07.2019 г.) «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан» [Электронный ресурс]: СПС // «Консультант Плюс».

5. Государственные (национальные) доклад о состоянии и использовании земель в Республике Башкортостан за 2014–2018 гг. [доклады Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан] / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rosreestr.ru/site/open-service/ statistika-i-analitika/zemleustroystvo-i-monitoring-zemel-02/gosudarstvennyy-natsionalnyydoklad-o-sostoyanii-i-ispolzovanii-zemel-v-respublike-bashkortostan/

6. Землеустроительное обеспечение реализации государственных программ и приоритетных национальных проектов по развитию АПК и других отраслей экономики: монография/под общ. ред. С.Н. Волкова. — М.: ГУЗ, 2017. — 568 с.

7. Хлыстун В.Н. Современная земельная политика и направления её совершенствования. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2018. — № 8. — С. 8–11.

Институт оценки земли формировался в зависимости от поставленной цели и актуальности применения земельнооценочных данных. Впервые государственная кадастровая оценка земель в городском округе город Уфа Республики Башкортостан была утверждена в 2002 г. [1], с 1 января 2006 г. стала применяться в целях налогообложения земли, а в последующем для начисления арендной платы и установления цены за землю. Актуализация удельных показателей государственной кадастровой стоимости земель была проведена несколькими этапами — в 2007, 2011, 2014 гг. (рис. 1) [2–4].

В сложившейся экономической ситуации актуальным становится вопрос: «Каковы результаты оценки земельных ресурсов и насколько они эффективны при применении?»

Произошедшие на протяжении нескольких лет изменения представляют значительное увеличение и снижение налогооблагаемой базы по видам разрешенного использования. На каждом этапе проведения кадастровой оценки земли учитывались изменения рыночной ситуации на соответствующем сегменте рынка недвижимости и характеристик земельных участков городского округа город Уфа.

Проведенный анализ позволяет отметить, что институт рыночной стоимости земли на территории Республики Башкортостан и в городе Уфе еще не до конца сформирован, и результаты проведенной кадастровой оценки являются не окончательными. Практика применения показателей по оценки земли не выражает возможности ее использования для осуществления эффективного и рационального управления земельными ресурсами, проведения сбалансированного планирования доходов бюджетов, а также развития экономики в целом. Поэтому механизм ее совершенствования является одной из актуальных задач.

Если рассмотреть опыт применения кадастровой стоимости земли, то на всех этапах по результатам утвержденных показателей недовольство землепользователей вызывало волну судебных процессов в отношении достоверности и качества выполненных кадастровых работ. Кроме того, с 2014 г. очень актуален вопрос об оспаривании кадастровой стоимости в комиссиях в целях снижения налогооблагаемой базы и установления ее на уровне рыночной стоимости. Данные по досудебному оспариванию результатов ГКО в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Республике Башкортостан за 2014– 2018 гг. представлены в таблице 1 [5].

Для Цитирования:
Папаскири Т.В., Сулейманова А.В., Этапы и оценка результатов проведения государственной кадастровой оценки земель в городском округе город Уфа Республики Башкортостан. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2019;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: