«Министерство культуры прилагает титанические усилия для того, чтобы реализовать основы государственной культурной политики. А вот в Интернете и в обществе не затихают волны претензий именно в области культуры. Здесь хочу напомнить диалог [генсека ЦК КПСС Иосифа] Сталина и [его личного помощника Александра] Поскребышева. Когда Поскребышев жаловался на писателей, что, мол, морально разлагаются, пьют, безобразничают, несут черт знает что, Сталин ему сказал: нет у меня для тебя других писателей. Вот сегодня у нас аналогичная ситуация. Эта самая культурная элита раскололась точно так же, как раскололось общество. Кто-то побежал через перевал в Верхний Ларс, а кто-то за свои деньги купил бронежилет и пошел на фронт», — пояснила Елена Драпеко.
Парламентарий обратила внимание, что отечественная культурная элита «либо (нас) бросила, либо затаилась» и на самом деле «воспитана западными фестивалями и конкурсами». «Долгие годы, возвращаясь с какого-то международного конкурса, наш деятель культуры показывал грамоту или значок и тут же признавался великим деятелем культуры. Его тут же сажали во все президиумы и экспертные советы. Они и сейчас там сидят. Именно они сегодня в качестве экспертов во многом определяют, какие проекты будут выбраны, а какие — нет. У нас же скандал произошел, когда в Фонде кино распался экспертный совет, потому что часть экспертов не только покинула Россию, но плюнула себе за спину», — констатировала Елена Драпеко.
«Сегодня экспертов формируют общественные организации. Но и в творческих союзах эта же плесень, эта же болезнь есть. Мы болеем всей страной. Поэтому сегодня нам надо вылечиться, потому что культура, как и армия, — это зеркало того, что происходит в обществе», — полагает депутат.
При этом Драпеко назвала порочной анонимную систему отбора проектов в сфере культуры. «Рассылаются проекты трем экспертам, каждый ставит оценку. Потом это суммируется, делится на три, получается средний балл. И вот этот средний балл решает, проходит проект или нет, и не с кем спорить, и некому доказывать, даже поговорить не с кем. Мне кажется, что эта порочная система должна быть изменена... Прошло 50 лет, но у нас в кинематографе до сих пор помнят, кто сказал по поводу “Калины красной” Шукшина, что надо ее пропустить, а кто сказал — запретить. Эти имена были известны половине страны, вся интеллигенция их знала, что Ростоцкий был за, а Герасимов против. Так вот у наших экспертов, которые сегодня принимают решения по поводу того, что мы будем смотреть и слушать, должны появиться имена», — подчеркнула она.