Статья поступила 24.08.2015 г.
Исследование феномена маски, смежных с ним понятий и явлений (драматургии коммуникации, стигматизации человека, понятия истинного лица, артефактов некрокультуры, псевдонимики, сферы искусства и пр.) как в контексте культур-истории, так и в контексте философской рефлексии на нее показывает, что маска как идея обладает множеством отражений в культуре — специфической деятельности человека.
Маска как идея есть феномен сознания, определяющий способность субъекта творить поверхностные, временные изменения внутреннего или внешнего облика себя и действительности; прообраз, форма культуры, ее феномен, обусловленный мотивами и потребностями, а также культурными интересами и коммуникативными ожиданиями субъекта. Маска как идея есть неотъемлемая часть бытия, модель трансформации действительности, модель, подчеркивающая изменчивость культуры, модель, реализуемая в законе развития человека как человека — преемственности культуры (посредством передачи смыслов от эпохи к эпохе, от поколения поколению).
Идея маски выражена в историко-культурном опыте человечества: на каждом временном отрезке находилось место ее внешнему или внутреннему выражению (для себя или для других). Эпохи расставляли свои акценты на содержательном воплощении идеи и ее функционировании, причем одна из функций становилась приоритетной (адаптивная, функция сокрытия лица в кризисные, переходные периоды; коммуникативная — в XIX, XX в. и т. п.). Маска нашла выражение в осознанной расстановке акцентов, во-первых, на многослойности Я, во-вторых, на фрагментарности и многоуровневости современной реальности. Так, идея маски прочно вошла в культурный контекст и стала репрезентативным принципом современной культуры — моделирования реальностей «для себя» и «для других».
Исследуя маску в ее смыслах и содержаниях, стоит обратить особое внимание на эстетическую сферу культуры. Именно в ней в наиболее явной форме выражены сущность феномена, его функциональность. Центральной позицией для анализа эстетики идеи маски в данной статье выступает портретная живопись. Портретика — это всегда индивидуализация, описание соответствующими способами внешнего и внутреннего облика объекта-модели. Создание художником равновесной гармонии между Я-для-себя и Я-для-других — основная задача, которая решалась в истории живописи не всегда удачно. Эти неудачи происходили в силу разных причин: от недостатка специальных навыков художника, техники живописи, по идеологическим соображениям (главным мотивом, например в средние века, было сосредоточение на духе, анонимность, безликость), из-за мировоззренческих позиций. Каждый мастер, являясь плодом истории культуры, не мог писать иначе, как в тренде рефлексии на культуру своего времени. Поэтому конкретная личность как объект-модель связывалась художником с идеальным видением облика Я, присущим периоду истории. Также на объект художественного интереса оказывали влияние особенности Я живописца — в момент создания портрета происходило проецирование, слияние двух Я — творца и модели.