Общая типология творческой личности, по В.И. Андрееву, которая вполне правомерно может быть распространена и на педагогов, выглядит так:
— теоретик-логик — тип творческой личности, для которой характерна способность к логическим широким обобщениям, к классификации и систематике информации. Для этого типа творческой личности характерны большая осведомленность и эрудиция. Опираясь на уже известные теоретические концепции, они развивают их дальше. Всё, что они начинают, доводят до логического конца, подкрепляя свои обоснования ссылками на многочисленные первоисточники;
— теоретик-интуитивист характеризуется высокой способностью к генерированию новых, оригинальных идей, люди такого типа творческих способностей — это, как правило, изобретатели, создатели новых научных концепций, школ и направлений. Они не боятся противопоставить свои идеи общепринятым, обладают исключительной фантазией и воображением;
— практик (экспериментатор) всегда стремится свои оригинальные гипотезы проверить экспериментально;
— организатор как тип творческой личности обладает высоким уровнем развития способностей к организации других, коллектива для разработки и выполнения новых идей. Людей этого типа отличают высокая энергия, коммуникабельность, способность подчинять своей воле других и направлять их на решение творческих задач;
— инициатор характеризуется инициативностью, энергичностью, особенно на начальных стадиях решения новых творческих задач. Но, к сожалению, такие люди быстро остывают или переключаются на решение других творческих задач.
Типология, без сомнения, и любопытна, и серьёзно проверена, и обоснована — но это типология людей, уже, так сказать, изученных, исследованных или обследованных, а как определить тех, кто только пришёл в профессию?
Творческая деятельность педагога, в сущности, осуществляется в двух основных формах: применение уже известных средств, но в новых сочетаниях к возникающим в образовательном процессе педагогическим ситуациям и разработка новых применительно к ситуациям, аналогичным тем, с которыми он уже имел дело ранее. Установление новых связей и комбинаций известных ранее понятий и явлений! Это не плагиат, это подлинная опора «на плечи гигантов»! Конечно, широта круга проявления педагогического творчества (если вообще можно говорить здесь о замкнутой структуре) определяется самой сущностью педагогической деятельности, охватывает все её стороны: конструктивную и конструкторскую, организаторскую и организационную, коммуникативную и коммуницирующую, гностическую и прогностическую. И это ещё, видимо, не всё… При том что для осуществления творчества в педагогической деятельности необходим ряд условий (хотя, если честно, могут ли быть условия и границы для творчества, для по-настоящему творческой личности?):