Онлайн-продажи в сфере B2B растут по всему миру. По данным исследования Frost & Sullivan «Будущее онлайн-торговли в сегменте B2B» (Future of B2B Online Retailing), сегмент оптовой онлайн-торговли к 2020 году займет 27 % от всего рынка опта [1]. Так, по прогнозам исследователей, объем онлайн-продаж в B2B к 2020 году достигнет $ 12 трлн, что означает рост рынка в 2,18 раза за 8 лет по сравнению с показателями 2012 года. В России, по данным Ассоциации электронных торговых площадок, функционирует 95 торговых B2B-площадок [2], и это только начало развития российского рынка оптовых онлайн-продаж. Ключевых факторов роста этого сегмента рынка несколько.
По оценкам АЭТП, объем электронной торговли на внутреннем рынке B2B и B2G за 2015 год достиг $ 550 млрд, или около 35 трлн в рублевом эквиваленте [3]. Развитая система госзакупок — мощное подспорье в процессе роста объема электронных торгов на оптовом рынке. Поэтому господдержка особенно важна на этапе становления оптового рынка B2B-коммерции.
Основные принципы развития в масштабах страны прописаны в федеральной программе «Цифровой экономики» в России [4]. К 2024 году запланировано создание правовой базы и условий для цифрового развития, реализация не менее 10 ЭТП для основных сфер экономики, а также развитие единой информационной среды, обеспечивающей возможности доставки на 90 % территории страны. В другом проекте «Электронная торговля» от 2017 года плановый объем онлайн-экспорта в 2019 году составляет $ 60 млн, что в 100 раз больше аналогичного показателя 2016 года [5]. Столь бурный рост должно обеспечить увеличение игроков на рынке B2B онлайн-торговли и выход российских поставщиков на зарубежные площадки. Однако для обеспечения роста межстрановой электронной торговли необходимо развивать быстрые электронные платежи между странами, чему может помешать жесткий валютный контроль [6]. Так, компании со счетами за рубежом не могут использовать систему ретробонусов и взаимозачетов, что ограничивает их маркетинговую активность и привлекательность в качестве партнера.