Существуют как научный, так и юридический подход к определению понятия «фальсификация товара» [1–11]. Научный подход включает в себя определения термина, которые приводят в своих трудах различные авторы. Термины, определения которых приведены в различных нормативно-правовых актах, входят в юридический подход. Отмечается и то, что нельзя путать фальсифицированные товары с товарами-заменителями (суррогатами и имитаторами) и дефектными товарами, хотя они и могут использоваться для целей фальсификации. Такие товары не будут являться фальсифицированными, если на маркировке или в товаросопроводительной документации указано их истинное происхождение, то есть их подлинное наименование и цены соответствуют качеству и происхождению. В Большой советской энциклопедии фальсификация предстает как «злостное преднамеренное искажение каких-либо данных; изменение с корыстной целью вида или свойства предметов, подделка». Авторы работ [3; 4] определяют фальсификацию как изменение качества предметов сбыта в сторону ухудшения при сохранении внешнего вида, сопровождаемое ложной информацией о составе предмета. В ст. 1 Федерального закона от 02.01.2020 № 29-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О качестве и безопасности пищевых продуктов» понятие фальсификации товара представлено следующим образом: «Фальсифицированные пищевые продукты, материалы и изделия — пищевые продукты, материалы и изделия, которые являются умышленно измененными (поддельными) и (или) имеют скрытые свойства и качество и (или) информация о которых является заведомо неполной и (или) недостоверной». Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека указывает, что «само слово “фальсификация” (происходит от лат. falsificatio, от falsifico — “подделываю”, итал. falsificare — “подделывать”) означает подделку, выдаваемую за настоящую вещь, изменение вида или свойства предметов».
При фальсификации товаров обычно подвергается подделке подлинности одна или несколько характеристик товара. Фальсификации в основном подвергаются пищевые продукты, чаще всего молочная продукция (сыр, масло сливочное, молоко, сметана), колбасная продукция, кондитерские изделия. Национальный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р 57881-2017) «Система защиты от фальсификаций и контрафакта» определяет фальсифицированное изделие как «изделие, сопровождаемое при производстве и обороте заведомо неполной или недостоверной (ложной) информацией о соответствии изделия требованиям к качеству изделий по договору закупки и поставки, обязательным требованиям к данному виду продукции, установленным нормативными правовыми документами, техническими регламентами, документами по стандартизации, технической документацией на данную продукцию». К фальсифицированным относятся изделия, имеющие: