В центре Новочеркасска, столицы донского и мирового казачества, на площади рядом со Свято-Вознесенским патриаршим войсковым собором в 1903 году был установлен памятник Ермаку Тимофеевичу. Грозная фигура протягивает Дону-батюшке корону покоренного Сибирского ханства. На постаменте — лаконичная надпись: «Ермаку — донцы». В начале третьего тысячелетия на донской земле появился еще один своеобразный «памятник» славному атаману. В 2004 году на Новочеркасском электровозостроительном заводе был создан магистральный грузовой двухсекционный восьмиосный электровоз переменного тока 2ЭС5К. На общегородском конкурсе ему выбрали имя «Ермак». Очень символично, учитывая, что локомотиву предстояло отправиться в Сибирь.
Новый локомотив был разработан в максимально короткие сроки. Технические решения, реализованные в процессе проектирования и изготовления электровоза, позволили значительно улучшить технико-экономические показатели и потребительские свойства в сравнении с предшественниками, повысить безопасность движения, обеспечить более комфортные условия труда для локомотивных бригад, снизить удельные энергозатраты на перевозки и более эффективно использовать сцепной вес. Дело в том, что недостаточный сцепной вес, то есть низкая осевая нагрузка, при высокой мощности локомотива и избыточном весе состава может приводить к боксованию. У 2ЭС5К нагрузка на ось оптимальна — 25 тс, тогда как на ВЛ80, которому он пришел в заводских цехах на смену, она была 23 тс. В отличие от предыдущих моделей, в новом электровозе использованы микропроцессорные системы, обеспечивающие ручное и автоматическое управление движением, диагностику множества параметров работы оборудования. Кроме того, на 2ЭС5К применена более экономичная система вентиляции. Другим значимым новшеством стала установка современных систем безопасности, пожаротушения и диагностики.
Совершенствование ходовой части позволило уменьшить воздействие локомотива на путь. Увеличить тяговые параметры электровоза удалось благодаря применению нового класса изоляции «Н» в тяговом двигателе (ТЭД) и сглаживающем реакторе, а также плавного регулирования напряжения на ТЭД и рекуперативного торможения. Эти изменения позволили не только повысить тяговые свойства электровоза, но и улучшить его защитные функции в случае аварийных режимов. Иными словами, при разработке и изготовлении 2ЭС5К были учтены все передовые решения, которые могли быть применены на локомотивах с коллекторными тяговыми двигателями.