Статья поступила 12.02.2019 г.
На фоне известного постмодернистского понятия «машины письма», относящегося к бытию и производству текста, функционирование кинематографа ближе к образу «машины грезы». В частности, грезы о самом себе, которая также замыкается в кинотексте. В этих «грезах» С.М. Эйзенштейн, озабоченный определением специфики киноязыка, сравнивал кинокадр с иероглифом японской пиктографии, соответственно разрабатывая концепцию иероглифического кинописьма; Ю.М. Лотман полагал кино особого рода повествованием, рассказом, рассматривая типы киноповествования и элементы киноязыка, т.е. подходил к фильму как к знаковой системе в динамике; Умберто Эко занимался декодированием киноязыка с семиотических позиций и его членением на фигуры, знаки, киноформы, а М. Ямпольский вместе со многими отечественными киноведами прочитывает фильм как художественный текст во всем богатстве ассоциативных и интертекстуальных связей [3. С. 67].
Многие исследователи по-прежнему ставят под сомнение как текстоцентрический, так и лингвоцентрический подходы к кино, не желая изучать кино как текст и не признавая существенной связи между кинокадром и словом, происходит включение кинематографа в вертикальный культурный контекст, что становится естественным процессом интертекстуализации культурной жизни. Осознание технологичности кино сопровождается технологизацией гуманитарного знания, умножением и усложнением «моделирующих систем» (медиамашин). Одной из таких систем является текст культуры, в частности городской текст.
Мое установочное знакомство с Ереваном как текстом началось с фильма Фрунзе Довлатяна «Хроника Ереванских дней» (1972). С первых же кадров главным героем этого первого советского экзистенциалистского фильма, как он был определен в критике, для меня стал не столько главный герой архивариус Армен (в исполнении Хорена Абрамяна), сколько сам город. Именно он заворожил меня с первых кадров, постепенно проступая вместе с перемещениями персонажей в утреннем рассвете на фоне горы Арарат под печально-тревожную музыку А. Тертеряна.