По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Эпоха посткоронавируса: как изменится российский ритейл

Несмотря на большие потери, которые понесла вся торговля, не время отчаиваться. Давайте посмотрим на перспективы ритейла после победы над COVID-19. О подготовке к открытию торговых объектов и правилах работы первого периода — в публикации эксперта по эксплуатации коммерческой недвижимости Павла Люлина.

Павел Люлин

Генеральный директор управляющей компании SVN, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления собственностью (ГАПМ, г. Ярославль). Окончил Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет. Является автором книг, учебников, статей по управлению объектами недвижимости. Работает в эксплуатации коммерческой недвижимости более 15 лет. Занимал руководящие посты в таких компаниях, как ADG Group, ECE Rusland, Stockmann, IKEA. Среди проектов, реализованных Павлом, можно выделить ТРК «МЕГА» (г. Санкт-Петербург), ТРЦ «Стокманн Невский Центр» (г. Санкт-Петербург), МТРК «ГудЗон» (г. Москва), галереи «Времена года» (г. Москва), ТРЦ «АУРА» (г. Ярославль, г. Сургут), Центральный детский магазин на Лубянке.

Международная консалтинговая группа Boston Consulting Group (BCG) еще в конце марта сделала прогноз по выходу из карантина — промежуток между концом июня и концом июля. Ранее они прогнозировали начало самоизоляции 30 марта и попали в точку. Но это пессимистичный прогноз, наиболее вероятный вариант — торговые центры заработают в полную мощность в июне.

В марте я провел опрос среди представителей ритейлеров и торговых центров об арендной плате, доходах и отношении к пандемии. В опросе приняли участие 105 человек. В вопросе временных уступок арендаторы и арендодатели сошлись на том, что это должны быть скидки на аренду или арендные каникулы. Первый вариант предпочтительнее для ТЦ, второй — для магазинов, при этом эксплуатационный платеж никто не отменяет. На вопрос, какие магазины работают в торговом центре в условиях карантина, собственники ТЦ отвечали предсказуемо: продуктовые гипермаркеты, общепит навынос, детские товары, электроника. При этом три торговых центра признались, что у них работают и fashionоператоры. Очевидно, режим самоизоляции нес в себе снижение прибыли и арендатора, и арендодателя, поэтому сократили расходы на управление и эксплуатацию в среднем на 20–40% большинство торговых центров. Более того, половина арендодателей тогда всерьез задумались о сокращении штата. Арендаторы тоже решили оптимизировать персонал: в марте за это высказались 71% опрошенных. Прежде всего это коснулось продавцов, ведь магазины уже были закрыты. Половина арендаторов были готовы работать даже в условиях распространения COVID-19, в том числе на доставку. 46%, напротив, были не готовы открываться при низкой посещаемости и в условиях, когда часть посетителей самоизолированы дома. Интересными были результаты ответа на вопрос к ритейлерам, как изменился их оборот: 60,5% отвечавших признались, что он сократился на 60% и более, 21% переживали падение оборота более чем на 30%.

Для Цитирования:
Павел Люлин, Эпоха посткоронавируса: как изменится российский ритейл. Современная торговля. 2020;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: