Распространение африканской чумы свиней в субъектах Российской Федерации вызывает серьезную тревогу в правительственных кругах, среди населения и широко обсуждается в различных средствах массовой информации. Не меньшую обеспокоенность проявляют и соответствующие ведомства большинства зарубежных стран, особенно Европейского союза, из-за опасности заноса этой болезни на их территории [1, 8, 9].
Ряд исследователей, изучая центры зарождения и векторы африканской чумы среди домашних свиней в различных регионах Российской Федерации, сообщают, что основным фактором в механизме передачи возбудителя являются пищевые отходы, транспортные средства (человеческий фактор) и лишь в отдельных случаях (1,4 % от общего количества инцидентов) – контакт с дикими кабанами [1, 2, 8, 9].
Это суждение отдельными авторитетами науки поддерживается и в научной среде [3, 4, 7].
Возникновение эмерджентных ситуаций, обусловленных возникновением АЧС, и особенности эпизоотического проявления этой инфекции в различных природно-климатических регионах России за последние 5–6 лет побуждают к более глубокому изучению и проведению экспертной оценки центров зарождения и векторов АЧС на территории России, а также причин неэффективности проводимых мероприятий по предупреждению и ликвидации возникающих эпизоотических очагов.
Цель работы – провести экспертную оценку результатов мониторинговых исследований распространения АЧС на территории РФ.
В работе использован комплексный эпизоотологический подход, методы современной прогностики и статистические методы контроля качества, используемые в эпизоотологической диагностике [4, 6]. Материалом исследований являются результаты собственных изысканий и данные информационно-аналитического отдела Федеральной службы по фитосанитарному и ветеринарному надзору РФ.
В условиях современной России африканская чума свиней первоначально была зарегистрирована в 2007 г. на территории Чеченской Республики среди диких кабанов. В последующем эпизоотическое проявление АЧС имело место в 32 субъектах Российской Федерации, в основном европейской части страны, где было выявлено 569 неблагополучных пунктов, в том числе 209 очагов среди диких кабанов. Только за 10 месяцев 2013 г. болезнь зарегистрирована в 165 очагах, в том числе 81 – среди диких кабанов.