Эпилепсия — одно из наиболее распространенных серьезных заболеваний головного мозга, поражающее свыше 70 млн человек во всем мире [1, 2]. Она характеризуется стойкой предрасположенностью к генерации спонтанных эпилептических приступов и связана с многочисленными нейробиологическими, когнитивными и психосоциальными последствиями [3–5]. Согласно классификации ILAE 2017 г., с этиологической и патофизиологической точки зрения все эпилепсии делятся на генетические, структурные, инфекционные, метаболические, иммунные и эпилепсии с неизвестной этиологией. Концепция генетических эпилепсий заключается в том, что заболевание вызывается определенной мутацией. Инфекционные эпилепсии являются прямым следствием конкретного инфекционного заболевания. Метаболические эпилепсии развиваются в результате известного или предполагаемого метаболического нарушения (уремия, порфирия, нарушения обмена аминокислот и пиридоксин-зависимые судороги). Иммунные эпилепсии — последствие иммунных нарушений (энцефалит с антителами к NMDA-рецепторам и лимбический энцефалит). Структурные же эпилепсии — эпилепсии, при которых причиной эпилепсии является хорошо идентифицируемая структурная аномалия, например травма, инсульт, пороки развития головного мозга склероз гиппокампа или опухоли [6–8].
Опухоли головного мозга — наиболее распространенная причина симптоматической фокальной эпилепсии [2]. Примерно 30–50 % всех пациентов с опухолями головного мозга страдают от эпилептических приступов. Вероятность развития эпилепсии особенно высока при низкозлокачественных опухолях мозга, ассоциированных с эпилепсией (LEAT) [9].
Термин «LEAT» (Low-grade Epilepsy Associated Tumors) был введен в 2003 году Luyken и соавт. [10]. Изначально он описывал редкие типы опухолей у пациентов с фармакорезистентной эпилепсией в течение 2 лет и более, которые не соответствовали актуальным на тот момент критериям ВОЗ. В своем исследовании на когорте из 207 пациентов с фармакорезистентной эпилепсией, перенесших резекцию супратенториальных нейроэпителиальных опухолей, авторы продемонстрировали, что хирургическое лечение позволяет достичь отсутствия приступов в 82 % случаев. Этот выдающийся результат обосновал целесообразность раннего хирургического вмешательства. Благодаря этому сдвигу в парадигме лечения, значение буквы «L» в аббревиатуре LEAT эволюционировало: изначальный смысл «Long-term» («длительная») уступил место «Low-grade» («низкой степени злокачественности»), что точнее отражает онкологическую природу этих образований. Поскольку LEAT, как правило, резистентны к стандартной противоэпилептической терапии, их корректная классификация и своевременное хирургическое удаление являются залогом успешного контроля над эпилепсией [11].