«Аномалия Киммерле» (АК) — это вариант развития первого шейного позвонка, который представляет собой дополнительную костную дужку, идущую от задне-боковой поверхности латеральной массы атланта над бороздой позвоночной артерии к задней дуге, а также оссификацию части атланто-затылочной связки [1, 2].
Оссификация косой атланто-затылочной связки подробно описана в литературе [1, 3, 4, 5, 6, 7]. Обызвествленные связки образуют частичную или полную костную дугу, которую называют по-разному «дугообразным отверстием», «малый задний мостик» или «аномалия Киммерле» [1]. Развитие этого явления наряду с другими вариантами шейных позвонков хорошо представлены в литературе. A. Farman, V. Escobar, L. Hadley также описал полную кальцификацию косой атланто-затылочной связки, приводящую к перекрытию борозды позвоночной артерии [2, 7]. В ряде работ было изучено влияние возраста, пола, расовой принадлежности на возникновение костных мостиков над бороздой позвоночной артерии [7, 8, 9, 10].
A. Ruprecht и соавт. предложили сложную оценочную шкалу для количественной оценки степени кальцификации связок [11]. C. Limousin предположил наличие связи между синдромом Барре-Льеу (синдром недостаточности позвоночной артерии) и частичным или полным ущемлением позвоночной артерии и подзатылочного нерва кальцинозом косой атлантозатылочной связки [12].
Атлас состоит из костного кольца с латеральными массами на каждой стороне. Задняя атланто-затылочная мембрана следует от задней дуги атланта латеральнее и вверх, соединяясь с задней окружностью большого затылочного отверстия и атланто-затылочными суставами. Латеральными отделами этой широкой связки является косая атланто-затылочная связка. Эти связки снизу незамкнуты, предоставляя борозде позвоночной артерии отверстие для прохода артерии и подзатылочного нерва. В ряде случаев может происходить окостенение этих связок, которое перекрывает борозду и заключает артерию и нерв в костную дугу, образуя аномалию Киммерле [13].
В работе G. Paraskevas [14] при исследовании 176 позвонков отмечено наличие полного заднего мостика в 10,23 % и неполного заднего мостика в 24,43 % случаев. Мужчин с полными мостиками было 11,11%, женщин — 9,3 %, мужчин и женщин с неполными мостиками 24,44 и 24,42 % соответственно. Полные мостики несколько чаще встречались у мужчин, чем у женщин (11,11 и 9,3 % соответственно). Встречаемость неполных мостиков у мужчин и у женщин не различалась.