Грипп и ОРВИ — одни из наиболее распространенных инфекционных заболеваний, вызываемых различными вирусами, включая вирусы гриппа A, B, C, риновирусы, коронавирусы, аденовирусы и др. [1, 2]. Они представляют собой серьезную проблему для системы здравоохранения, особенно в период сезонных эпидемий, за счет высокой контагиозности, короткого инкубационного периода и значительного экономического ущерба [3, 4]. Ежегодно в мире регистрируются сотни миллионов случаев ОРВИ, из которых от 5 до 10 % — грипп. Основной механизм передачи — воздушно-капельный, возможен также контактный [5]. Вспышки часто наблюдаются в организованных коллективах, школах, высших учебных заведениях, медицинских учреждениях [6]. Заболеваемость наиболее высока среди детей и подростков, а тяжелое течение и осложнения чаще встречаются у пожилых людей, беременных, лиц с хроническими заболеваниями и иммунодефицитами [7]. Коэффициент заболеваемости гриппом в России был наиболее высоким в 2009 г. (419,9 на 100 тыс. населения), в 2011 г. (218,9 на 100 тыс. населения) и в 2016 г. (60,5 на 100 тыс. населения), что указывает на способность вируса к быстрой мутации и межвидовой передаче [8].
Неспецифическая профилактика гриппа и ОРВИ, направленная на ограничение распространения возбудителя и повышение резистентности организма, включает в себя комплекс мероприятий [9]: соблюдение правил личной гигиены (регулярная обработка рук антисептиками, минимизация контактов с лицом), использование средств индивидуальной защиты (медицинские маски) в периоды повышенной заболеваемости и в условиях ограниченной вентиляции, поддержание адекватного воздухообмена и влажности в помещениях, ограничение социальных контактов (включая самоизоляцию заболевших), оптимизация режима труда и отдыха, сбалансированное питание и при необходимости использование витаминно-минеральных комплексов по рекомендации врача, а также проведение санитарно-просветительской работы среди населения, особенно в организованных коллективах [10].
Студенты медицинских университетов, являясь частью профессиональной медицинской среды, принимают непосредственное участие в реализации этих мер как в процессе обучения, так и в будущей профессиональной деятельности. Важнейшей задачей медицинского образования является формирование у студентов не только знаний об эпидемиологии и методах профилактики гриппа и ОРВИ, но и осознанного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, основанного на понимании важности соблюдения профилактических мер [3, 1]. Студенты подробно изучают вопросы эпидемиологии и профилактики гриппа и ОРВИ, анализируя факторы риска, механизмы передачи инфекции и способы защиты от нее [6, 7]. Однако для эффективной реализации профилактических мероприятий необходимо, чтобы эти знания стали частью личной культуры будущих врачей, определяя их повседневное поведение. Поэтому представляется важным оценить не только знания студентов-медиков, но и то, как они применяют эти знания в своей жизни, соблюдают ли меры профилактики и рекомендации ВОЗ [8, 10].