Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом (ГЛПС), известная ранее как геморрагический нефрозо-нефрит, впервые была описана в 1940-х гг. известным советским вирусологом А. А. Смородинцевым. Это природно-очаговое заболевание вирусного происхождения широко распространено в умеренном климатическом поясе, в частности в России, которая занимает второе место по уровню заболеваемости в мире [1].
Возбудители ГЛПС — хантавирусы, эволюционно связанные с мышевидными грызунами, которые переносят болезнь как бессимптомное вирусоносительство. Выделение возбудителя осуществляется через секрет слюнных желез и экскременты с высоким уровнем контаминации в первый месяц после заражения [2]. Вирус устойчив к воздействию внешних факторов при наличии оптимальной температуры и влажности. В основном возбудители попадают в организм человека посредством аэрогенного механизма, а именно воздушно-пылевым путем через контаминированные взвешенные частицы воздуха. Второстепенную роль играют фекально-оральный и контактный механизмы передачи [1].
В структуре заболеваемости ГЛПС в России этиологическая роль принадлежит 5 видам хантавирусов: Хантаан, Сеул и Амур — в регионах Дальнего Востока, Пуумала и Добрава в регионах европейской части страны. Существует мнение, что естественные резервуары вирусов влияют на формирование новых серотипов: в условиях конкретного организма меняется структура РНК хантавирусов, и образуются ранее неизвестные подтипы вирусов [3]. Источником инфекции являются различные виды грызунов: в большинстве случаев — полевая мышь, рыжая полевка, желтогорлая мышь, серая крыса и другие, обитающие в луго-полевых, лесных и лесостепных массивах. Присутствие в природном очаге различных видов мелких млекопитающих определяет асинхронность в динамике их численности и может приводить к неравномерному пространственно-временному распределению инфекционного процесса среди населения [4].
Особенности ландшафта Воронежской области с преобладанием степных и лесостепных зон обеспечивают широкое распространение и циркуляцию возбудителей природно-очаговых заболеваний, что поддерживает непрерывный эпизоотический процесс [5]. Заболеваемость в эндемичных районах возрастает из-за запоздалой уборки урожая и больших потерь, что создает избыточную кормовую базу для мышевидных грызунов. С наступлением холодов происходит миграция источника инфекции из природных очагов в их жилища и хозяйственные помещения (сараи, склады, погреба). Это объясняет сезонность заболевания (осенне-зимний период). Заражение людей в регионе происходит чаще всего при кратковременном посещении энзоотичных лесостепных территорий: туризм, охота, рыбалка — 50 %, реже в бытовых — 31 % (проживание в частном жилом секторе) и производственных условиях — 12 %, во время работы на приусадебных участках — 7 % [6]. С этих позиций становится ясным, почему лица мужского пола заболевают ГЛПС в 2–4 раза чаще, чем женщины, 75 % случаев приходится на людей трудоспособного возраста [7].