По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Эп40 — российский электровоз, который заменил полуфрацузский ЭП20

Наверняка многие из вас знают, видели, а может быть даже и ездили на пассажирском поезде, который вёл электровоз ЭП20. Этот электровоз является, во-первых, двухсистемным, во-вторых, оборудован асинхронным приводом, и, в-третьих, имеет конструкционную скорость 200 км/ч.

Правда, не все ЭП20 имеют такую высокую конструкционную скорость, а лишь 21 электровоз из 80 произведенных.

ЭП20 был разработан и выпускался с 2011 по 2021 год на Новочеркасском заводе, силами «ТрансМашХолдинга» и французского «Alstom». Понятное дело, что после известных событий, «Alstom» с российского рынка ушёл, прекратив поставку комплектующих, из-за чего производство было остановлено. В качестве продолжения ЭП20 рассматривается ЭП40 — новый пассажирский электровоз с асинхронным приводом, но уже с полностью российским оборудованием.

Давайте поговорим на тему того, а что, собственно, в электровозе ЭП20 российское, а что французское. Конечно, многим захочется сказать, что все французское, кроме российского шильдика. Но, на деле это не так.

Во-первых, экипажная часть. Обратите внимание на осевую формулу — три тележки по две оси в каждой. Ну или 2о-2о-2о. Готов вас заверить, что ни один электровоз из линейки «Alstom» не имеет такой осевой формулы. Если электровоз односекционный, то это будет две тележки по две оси (2о-2о), либо две тележки по три оси (3о-3о). Если двухсекционный — то две тележки по две оси на каждую секцию. Поэтому, механическая часть — это почти полностью, если не полностью, разработка НЭВЗа.

Во-вторых, тяговые электродвигатели. На ЭП20 установлены асинхронные трехфазные двигатели российского производства ДТА-1200, имеющие мощность 1200 кВт в часовом режиме.

Ну а вот в-третьих идёт тяговый преобразователь и микропроцессорная система управления. Здесь то и начинается импорт. Касаемо тягового трансформатора, информации об изготовителе у меня нет, а вот четырёхквадрантный преобразователь и инвертор — производство «Alstom», также как и система управления.

Остальное оборудование, а именно тормоза, токоприёмники, кузов и вспомогательные машины — всё отечественное.

Одним из наиболее вероятных сценариев является, по сути, перезапуск производства всё того же ЭП20, но с отечественными преобразователями и системой управления, уже под обозначением ЭП40.

Для Цитирования:
Эп40 — российский электровоз, который заменил полуфрацузский ЭП20. Железнодорожник. 2025;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: