По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.01

Энвайронментальное образование и национальный характер

Моисеева Нелли Алексеевна доктор философских наук, профессор кафедры философии и истории, Российский государственный аграрный заочный университет (РГАЗУ), Россия, 143900, Московская область, Балашиха, ул. Юлиуса Фучика, д. 1. E-mail: moiseeva.nel@yandex.ru

В статье рассмотрены вопросы решения энвайронментальных проблем человеческой цивилизации. Сделан вывод о том, что оптимальными рычагами гармонизации взаимоотношений природы и общества должны стать энвайронментальное образование и национальный характер.

Литература:

1. Баграмов Э.А. Национальная проблематика: в поисках новых концептуальных подходов: монография. — М.: МГПУ, 2016. — 317 с.

2. Лешкевич Т.Г. Жизненные силы философской инициативы // Вестник Российского философского общества. — 2017. — № 4 (84). — С. 18–21.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: в 30 т. — 2-е изд. — М.: Государственное издание политической литературы, 1950. — Т. 3. — 630 с.

4. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. — М.: Языки русской культуры, 2000. — 224 с. (Язык. Семиотика. Культура).

5. Моисеева Н.А. Национальный характер как вектор бытия социума: монография. — М.: Изд-во РГАЗУ, 2012. — 299 с.

6. Моисеева Н.А., Сороковикова В.И. Русский национальный характер в социально-экологическом исследовании исторического процесса // Право и практика. — 2017. — № 2. — С. 150–155.

7. Павлов С.А. Семинар Московского философского общества, посвященный Всемирному дню философии // Вестник Российского философского общества. — 2017. — № 4 (84). — С. 23–25.

Понятие «энвайронментальные проблемы» (образовано от английского environment — «природная и социальная среда обитания») обозначает проблемы взаимоотношений природы и общества. Исследованием этих проблем ученые занимаются достаточно давно, но вот решение их имеет недавнюю историю, и сегодня этот вопрос остается актуальным. Большой вклад в их разработку внес академик Н.Н. Моисеев. В своих работах, в частности в труде «Судьба цивилизации. Путь разума», рассматривая энвайронментальные проблемы, он разрабатывает принципы коэволюции и выдвигает главный постулат: «Мы знаем с абсолютной достоверностью, что человек должен воспринимать себя частью природы, а не ее господином, как думал Френсис Бэкон или учила христианская традиция. Надо научиться жить в согласии с Природой и ее законами» [4, c. 100].

Сегодня энвайронментальный поворот связывается с осознанием того, что все «бытийно экозависимо». В контексте мировой обстановки с острой проблемой миграции и вызовами глобализации обосновывается потребность в экоориентированном мышлении и понимании укорененности человечества в природу. Как отмечает Т.Г. Лешкевич, «важно осознать, что “новый порядок реальности”, угрожающий постчеловеческим будущим, весьма зависим от степени разумности и качества мыслительных процессов» [2, c. 21], а также ментальных особенностей и поведенческих реакций народов. Доминирующие поведенческие практики порождаются ценностно-целевыми установками народов. Активность человека, его энергия и жизненная сила сопряжены со способностью быть автором собственных поступков и нести ответственность за свой выбор и действия. При этом «человек, выступая смыслопорождающим и смыслоизвлекающим существом, должен руководствоваться принципами подлинной человечности!» [2, c. 21].

Осмысляя современную быстро развивающуюся мировую цивилизацию, Н.Н. Моисеев и многие другие современные авторы настаивают на идеях управления общественными процессами, повышения темпов адаптации человека к изменяющимся условиям среды обитания. Все мы начинаем понимать, что на современном уровне развития цивилизации «наши нравственные основы, наш духовный мир, тем более наше поведение в биосфере уже не соответствуют тем условиям жизни, в которые погружается общество» [4, c. 24].

Для Цитирования:
Моисеева Нелли Алексеевна, Энвайронментальное образование и национальный характер. Ученый совет. 2018;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: