По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 008

Энтропия свободы как глобальная проблема европейской культуры*

Марков Александр Петрович НОУ ВПО «Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов» Россия, 192238, Санкт-Петербург, ул. Фучика, д. 15, e-mail: markov_2@mail.ru

В статье дана характеристика онтологического статуса свободы как центрального ядра христианской антропологии и универсалии европейской культуры, показаны истоки зарождения и утверждения свободы в качестве центральной идеи европейского гуманизма, определены причины и факторы перерождения свободы в деструктивную для европейской цивилизации форму активности, выявлены взаимозависимости и грани смысловых пересечений свободы и ответственности. Острая фаза коррозии духовного ядра европейской цивилизации приходится на вторую половину ХХ века, ознаменованную завершением проекта модерна и переходом западной цивилизации в стадию постмодерна, который сопровождается кардинальной сменой антропологических матриц европейского мира. Статус легитимности приобретает свобода в ее разрушительной для культуры и человека форме, исповедующая «онтологический нигилизм» по отношению к культурному прошлому и нравственным нормам, демонстрирующий безразличие к истине и неприкрытую ненависть к христианской культуре Логоса. Конструктивную альтернативу западной модели общества разделения и отчуждения, конкуренции и «перманентного конфликта» представляет «антропологический код» русской цивилизации, исторически воплотившей дух правды и совести, демонстрирующей приоритет духовных ценностей над материальными, способность к самоограничению, симфоничность и солидарность народов и культур.

Литература:

1. Аверинцев С.С. История всемирной литературы. — М., 1983. — T. l.

2. Архимандрит Лазарь (Абашидзе). Мучение любви. Келейные записки. — Саратов: Изд-во Саратовской епархии, 2005.

3. Бабурин С., Симчера В., Симчера Я. Русский мир и славянский мир в исторической динамике // Доктрина Русского мира («Коллекция Изборского клуба»). — М.: Изборский клуб, Книжный мир, 2016.

4. Белкин С. Либерализм и свобода // Аврора. Информационное агентство. 19.07.2019 [Электронный ресурс]. — URL: https://aurora.network/articles/10–vlast–i– obshhestvo/69896–liberalizm–i–svoboda (дата обращения: 01.08.2019).

5. Голиневич Н.А. Логос и мелос философии // Философские науки. — 2010. — № 6.

6. Иванов Вяч. Достоевский и роман-трагедия // Вячеслав Иванов. Родное и вселенское. — М., 1994. — С. 290.

7. Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Семь слов о Русском мире. — М.: ВРНС, 2015.

8. Конев В.А. Личность: очевидность свободы и неочевидность ответственности // Человек и культура в эпоху глобальных перемен. XIX Международные Лихачевские научные чтения. 24.05.2019. — СПб.: СПбГУП [Электронный ресурс]. — URL: https://www. lihachev.ru/chten/2019 (дата обращения: 01.08.2019).

9. Кураев Андрей (диакон). О нашем поражении. Христианство на пределе истории. — 2-е изд., доп. — М.: Паломник, 2003 [Электронный ресурс]. — URL: https://royallib.com/ book/kuraev_andrey/hristianstvo_na_predele_istorii.html (дата обращения: 01.08.2019).

10. Лапаева В.В. Типы правопонимания: правовая теория и практика: Монография. — М.: Российская академия правосудия, 2012.

11. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. — М., 1991.

12. Марков А.П. Эпоха постмодерна: проект культурной регрессии // Человек и культура в эпоху глобальных перемен. XIX Международные Лихачевские научные чтения. 24.05.2019. — СПб.: СПбГУП [Электронный ресурс]. — URL: https://www.lihachev. ru/chten/2019 (дата обращения: 01.08.2019).

13. Мацейна А. Великий инквизитор. — СПб.: Алетейа, 1999 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.ownlib.ru/read–34615/matseina–antanas/velikii–inkvizitor/page–5.html (дата обращения: 01.08.2019).

14. Межуев В.М. Насилие и свобода в политическом контексте // Полис. — 2004. — № 3.

15. Милтон Фридман. Капитализм и свобода. — М., 2006.

16. Панарин А.С. Православная цивилизация / Сост., предисл. В.Н. Расторгуев; отв. ред. О.А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2014.

17. Пелипенко А. Культурно-антропологические типы и проблема свободы [Электронный ресурс]. — URL: https://snob.ru/profi le/29172/log/108696#comment_827558 (дата обращения: 01.08.2019).

18. Померанц Г. У тапира нет табу // Литературная газета. — М., 1995. — 19 апреля.

19. Преподобный Иустин (Попович). Философские пропасти. — М.: Изд. совет РПЦ, 2005.

20. Розанов В.В. Легенда о Великом Инквизиторе Ф.М. Достоевского. Опыт критического комментария. — М.: ЭКСМО-Пресс, 1998 [Электронный ресурс]. — URL: http:// az.lib.ru/r/rozanow_w_w/text_1894_legenda.shtml (дата обращения: 01.08.2019).

21. Соина О.С. Антропологические основы свободы, ответственности и долга // Человек и культура в эпоху глобальных перемен. XIX Международные Лихачевские научные чтения. 24.05.2019. — СПб.: СПбГУП [Электронный ресурс]. — URL: https://www. lihachev.ru/chten/2019 (дата обращения: 01.08.2019).

22. Соловьев В.С. Об упадке средневекового миросозерцания [Электронный ресурс]. — URL: http://www.vehi.net /soloviev/upadok.html.

23. Флоренский П. Сочинения: В 4 т. — М.: Мысль, 1994. — Т. 1. — С. 39.

24. Франк С.Л. Непостижимое // С.Л. Франк. Сочинения. — М., 1990.

25. Франкл В.Э. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресс, 1990.

Статья поступила 20.08.2019

К последней, страшной свободе

Склонился уже наш дух.

Н. Гумилев

Антропологической константой европейской культуры, выросшей на базе христианских матриц, является свобода, которая легла в основу европейского гуманизма. На эту тему написано огромное количество томов, но феномен от этого не становится понятнее. Европейская цивилизация уже много веков позиционирует свободу в качестве доминанты культурной системы, которая в ХХ веке достигла своего пика в ультралиберальной парадигме и получила нормативное закрепление в «Декларации прав и свобод человека». Но о какой свободе мечтали европейские гуманитарии эпохи Просвещения? Какую свободу проповедовал Христос, отвергая искушения духа пустыни? И какой свободой можно понять и объяснить духовное величие искупительной жертвы Христа, принимающего грехи человеческие, жертвуя собой во имя спасения рода людского, когда в Гефсиманском саду в ночь перед распятием Он шептал: «На все воля Твоя»? Какую свободу ненавидел Великий Инквизитор, бросая в темном подземелье севильской тюрьмы в лицо Христу страшные обвинения в том, что Он этой проклятой свободой сделал человека несчастным? О какой свободе лукаво вещают сегодня по всем доступным информационным каналам адепты ультралиберальной концепции устройства мира? И вопросы такого рода можно продолжать до бесконечности — гуманитарная мысль не дает на них однозначных ответов. Действительно, свобода являет себя в различных модификациях. Есть свобода в духе, в служении истине и добру — и свобода хаоса, демонстрирующая мощь отрицания и зла. Дьявол тоже является воплощением свободы, ибо она была встроена в антропологию ангела в момент творения (о первом отпавшем ангеле сказано, что он был «выше всех остальных» и стоял «ближе их к Богу», то есть был Ему подобен по чистоте своей и святости). Свобода, питаемая неутолимой жаждой бытия, стремлением даже через страдание стать достойной человеческого звания, — и свобода сильного и обаятельного зла, способного увлекать и вести за собой неокрепшие души.

Для Цитирования:
Марков Александр Петрович, Энтропия свободы как глобальная проблема европейской культуры*. Вопросы культурологии. 2019;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: