Новые технологии, высокотехнологическое производство, инновации, технологическая безопасность государства — эти слова мы часто слышим, читаем в СМИ. Но для 90 % населения страны это хоть и красивые, но малозначительные слова, для повседневной жизни они почти что ни о чем.
Нет, мы, конечно, знаем, что это хорошо, когда наша страна будет обладать такими производствами в будущем. А пока нам только и остается, что мечтать и критиковать руководство, которое выбрало неправильный, сырьевой путь развития страны.
А между тем этот стереотип бытует от незнания и непонимания того, как вообще работает современное производство, от чего зависит и как происходит выстраивание новых, высокотехнологичных производственных кластеров страны.
Данная статья посвящена новой индустриализации, новым российским высоким технологиям и инновационным прорывам.
Начать хотелось бы с отрасли, на которой основано любое производство XX–XXI вв., — c энергетики.
Нет необходимости повторять, что электроэнергетика — это основа любого современного производства. Страна, которая смогла выстроить у себя замкнутый цикл производства электростанций с низкой себестоимостью производства электроэнергии, обладает огромным преимуществом перед любыми конкурентами.
Страна, обладающая развитой электроэнергетикой, автоматически улучшает свою инвестиционную привлекательность. Ведь электроэнергия во многих производствах является значительной составляющей себестоимости конечной продукции.
Взглянем на карту (рис. 1). Кружочки на карте — это места, где упомянутый стереотип российской технологической отсталости во многом преодолен благодаря усилиям все той же отечественной промышленности, в данном случае — благодаря одному из ведущих энергетических предприятий России в области электроэнергетического машиностроения — ПАО «Силовые машины» (штаб-квартира в С.-Петербурге, рис. 2). Часть из этих кружочков — это дела давно минувших дней, а часть — достижения последних лет.
Наиболее наглядным примером в этом смысле служит производство алюминия, в котором дешевая электроэнергия играет значимую роль, поскольку экономически выгодно везти сырье даже через половину земного шарика, лишь бы поближе к дешевому источнику электроэнергии.