По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 656.2.08:658.26

Энергетическая стратегия Российской Федерации и энергетическая безопасность на железнодорожном транспорте

В.М. Рудановский канд. техн. наук, E-mail: rudanovsckyv@yandex.ru

Рассматривается утвержденная Правительством РФ Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2050 года в аспекте задач, стоящих перед транспортными отраслями, в том числе железнодорожным, и в особенности — задач, связанных с обеспечением безопасности. Приводятся прогнозные данные по различным сценариям развития Российской Федерации. Обосновываются направленность улучшения энергетической безопасности в ОАО «РЖД» и холдинге «РЖД» в целом и одно из главных направлений такого улучшения — создание системы менеджмента энергетической безопасности (СМЭБ). Проанализированы некоторые официальные определения энергетической безопасности. Предлагаются определение термина «корпоративная энергетическая безопасность», набор базовых элементов СМЭБ как видов деятельности ОАО «РЖД» и пути создания СМЭБ с опорой на национальные стандарты.

Литература:

1. Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2050 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2025 г. № 908-р.

2. Погрузка на сети ОАО «РЖД» в 2024 году составила 1,181 млрд. тонн. — 09.01.2025 // URL: https://company.rzd.ru/ru/9397 (дата обращения 19.06.2025).

3. Курс на сбережение. Компания «РЖД» ведёт системную работу по экономии энергоресурсов // URL: https://gudok.ru/content/arkhivnye_rubriki/economy (дата обращения 19.06.2025).

4. ОАО «РЖД» — для людей дела. Отчет ОАО «РЖД» о деятельности в области устойчивого развития за 2023 год. — 105 с. // URL: https://company.rzd.ru/csr_ru_annual-report_ pages_rzd_2023.pdf (дата обращения 19.05.2025).

5. Доктрина энергетической безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2019 г. № 216.

6. Мастепанов А.М. Обеспечение энергетической безопасности: поиск решений в условиях новых вызовов // «Neftegaz.RU». — 2015, № 10. — URL: https://magazine.neftegaz. ru/articles/499728/ (дата обращения 19.06.2025).

7. Федеральный закон «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ.

8. Методология управления системы менеджмента безопасности в холдинге «РЖД». Утверждена распоряжением ОАО «РЖД» от 13 декабря 2018 г. № 2679/р.

9. Система менеджмента энергетической безопасности — Поиск в Google — Обзор от ИИ // URL: https://www.google.com/search? (дата обращения 19.06.2025).

10. ГОСТ Р ИСО 50001-2023 Системы энергетического менеджмента. Требования и руководство по применению [Текст]. — Введ. 2023–06 01. — М. : Стандартинформ, 2023. — VI, 44 с.

11. ГОСТ Р ИСО 50004-2022 Системы энергетического менеджмента. Руководство по внедрению, поддержанию и улучшению системы энергетического менеджмента на основе стандарта ИСО 50001 [Текст]. — Введ. 2023-07-01. — М. : Стандартинформ, 2023. — III, 48 с.

12. ПНСТ 884-2023 Искусственный интеллект на железнодорожном транспорте. Варианты использования [Текст]. — Срок действия с 2024-01-01 до 2027-01-01. — М. : ФГБУ «РСТ», 2023. — III, 9 с.

13. XXVIII Петербургский международный экономический форум. Доклад И.И. Сечина, Главного исполнительного директора ПАО «НК «Роснефть» «Одиссея мировой экономики в поисках золотого руна. Новый облик мировой энергетики». — Россия, г. СанктПетербург, — 21 июня 2025 года // URL: https://www.rosneft.ru/upload/site1/attach/0/10/29/ pdf_21062025_1.pdf (дата обращения 12.07.2025).

Правительством Российской Федерации утверждена новая Энергетическая стратегия (далее — Стратегия), действие которой распространяется до 2050 года [1] (предыдущая редакция на период до 2035 года утратила силу). В ней, в частности, представлен прогнозный топливно-энергетический баланс страны по инерционному (I) и целевому сценариям (II), а также сценарию ускоренного энергетического перехода (III), стресс-сценарию (IV) и сценарию технологического потенциала (V) до 2050 года (рис. 1). Целевой сценарий является приоритетным вариантом и прогнозные данные по нему выделены на рисунке красным цветом.

Представляется важным рассмотрение Стратегии в аспекте задач, стоящих перед транспортными отраслями, в том числе железнодорожным, и в особенности — задач, связанных с обеспечением безопасности.

Железнодорожный транспорт является, с одной стороны, одним из основных перевозчиков всех видов топливно-энергетических грузов (в общем объеме грузовых железнодорожных перевозок энергоресурсы составляют почти половину, в том числе уголь — 28%, нефть и нефте продукты — 18% [2]), с другой — одним из крупных и стабильных корпоративных потребителей энергоресурсов (ежегодно расходуется 4,5% электроэнергии и 6,5% дизельного топлива, вырабатываемых в стране [3]). Поэтому железнодорожный транспорт, являясь основным перевозчиком топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), обязан обеспечивать безопасность их перевозок, но, как крупный потребитель ТЭР — зависит от того, насколько обеспечена этим ресурсом энергетическая безопасность Российской Федерации, и сам обеспечивает безопасность своей деятельности при обращении с энергоносителями или источниками энергии для своих нужд и при обслуживании своих объектов энергетики.

Таким образом, энергетика и безопасность — категории, которые заставляют рассматривать их как взаимно влияющие друг на друга (и не только в условиях транспортной деятельности). При упоминании одной из этих категорий непременно возникает потребность в рассмотрении другой. Поэтому одной из составляющих цели развития энергетики Российской Федерации на период до 2050 года (а эта цель — достижение качественно нового состояния энергетики) является «баланс между … обеспечением энергетической безопасности, технологического суверенитета и конкурентоспособности отраслей топливно-энергетического комплекса» (выделено автором). В части безопасности «достижение этой цели будет осуществляться с учетом принципов:

Для Цитирования:
В.М. Рудановский, Энергетическая стратегия Российской Федерации и энергетическая безопасность на железнодорожном транспорте. Железнодорожник. 2025;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: