В настоящее время в практике гастроэнтеролога и хирурга сохраняются сложности верификации причин атрофического гастрита и колита (висцеропатии) на фоне персистирующего абдоминального болевого синдрома (висцералгия), которые составляют 7–16% больных гастроэнтерологического профиля. Клиника хронической висцеропатии с висцералгией чаще всего имеет ангиогенный или воспалительный характер [5]. Ведущую роль в их дифференциальной диагностике играет оценка состояния непарных ветвей брюшной аорты при допплерографии, а также исследо вание показателей микроциркуляции и регуляции перфузии слизистой патологически измененных органов [1; 6; 7]. Для исследования чревного ствола и мезентериальных артерий используют ультразвуковую допплерографию, КТ-ангиографию или МР-томографию. При этом ведущим способом оценки регуляции и функции системы микроциркуляции является лазерная доплеровская флоуметрия (ЛДФ) [2– 4]. Разработка эндоскопических ЛДФ-зондов расширила возможности диагностики заболеваний органов пищеварения [4]. В то же время на современном этапе развития медицины внедрение данного метода исследования в практику имеет весьма ограниченный характер, а исследования микроциркуляции до сих пор фрагментарны и единичны.
Определить характерные изменения показателей микроциркуляции и регуляции перфузии тканей для диагностики вариантов ангиогенной гастропатии и колопатии.
Проведен анализ результатов обследования 152 больных с атрофическим гастритом или колитом и персистирующей висцералгией. Все больные получали лечение в Челябинской областной клинической больнице № 3 в период с 2009-го по 2015 год. В ходе исследований была выявлена неоднородность характера изменений висцерального кровотока. У ряда больных висцеральную ишемию отмечали на фоне гемодинамически значимого сужения (> 50%) просвета непарных артерий брюшной аорты за счет атеросклероза или их экстравазальной компрессии ножками диафрагмы, ганглиями или паравазальным фиброзом. У другой части больных изменения стенок артерий были незначительными или отсутствовали, но при функциональной допплерографии после пищевой нагрузки отмечали манифестацию «скрытых признаков» недостаточности висцерального кровотока, что мы назвали ангиодисфункцией.