Современные ожидания пациента от медицинского работника во многом определяются экономическими условиями жизни общества. Запросы пациентов постоянно возрастают, особенно в тех случаях, когда речь заходит об оказании платных услуг. С позиции же медицинского работника стереотип восприятия пациента остается прежним.
Условия медицинского страхования не позволяют медикам полностью удовлетворить запросы населения. В этих условиях возрастает роль определенных личностных качеств медицинского работника, таких как способность к сопереживанию, внимательность, сострадание, дружелюбие.
Рассматриваемая тема довольно актуальна, так как затрагивает вопросы взаимоотношений медицинского работника и пациента, часто обсуждаемые и во многом спорные.
Цель исследования — определение роли эмпатии медицинских работников терапевтических и хирургических отделений в удовлетворенности пациентов медицинской помощью.
В исследовании использовались следующие методики:
— методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко — определяет ряд параметров, характеризующих способность человека к эмоциональному сопереживанию;
— интерперсональный диагноз Т. Лири — представляет собой личностный опросник, направленный на диагностику межличностных отношений и свойств личности, существенных при взаимодействии с другими людьми;
— экспресс-анкета для пациента — направлена на выяснение уровня удовлетворенности оказанием медицинской помощи.
На базе отделений хирургического и терапевтического профиля городской больницы проведено экспериментальное исследование, направленное на оценку уровня эмпатии медицинских работников и ее влияния на удовлетворенность пациентов оказываемой медицинской помощью. Основными этапами проведения экспериментального исследования являлись:
— подготовка адекватной целям и задачам исследования тестовой батареи;
— проведение экспериментального исследования;
— анализ результатов проведенных методик.
Для проведения исследования были сформированы две группы респондентов: