По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2 DOI:10.33920/med-05-2108-02

Эмпатия — способность медицинского работника, влияющая на уровень удовлетворенности пациентов медицинской помощью

Богуш Екатерина Александровна эксперт службы управления качеством и безопасностью медицинской помощи, ГБУЗ «Самарская областная клиническая больница имени В.Д. Середавина», 443095, Самарская область, город Самара, Ташкентская улица, 159, e-mail: bogush.ea@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-4139-3408
Речкин Александр Викторович студент 1‑го курса специальности «лечебное дело» среднего профессионального образования, ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России, 443099, г. Самара, ул. Чапаевская, 89, e-mail: a.v.rechkin@samsmu.ru, https://orcid.org/0000-0002-2644-1635

Целью исследования является определение роли эмпатии медицинских работников терапевтических и хирургических отделений в удовлетворенности пациентов медицинской помощью. Результаты. Для врачей-терапевтов свойственно эмоциональное сопереживание и способность к идентификации с пациентом, для врачей-хирургов характерна рациональная составляющая эмпатийного переживания. Заключение. Удовлетворенность пациентов оказываемой медицинской помощью обнаруживает зависимость от уровня эмпатии медицинских работников терапевтического профиля, но не зависит от способности к сопереживанию медицинских работников хирургического профиля.

Литература:

1. Ахметшина Ф. А. Воспитание эмпатической культуры в ВУЗе /Ф.А. Ахметшина //Психологическая газета. — 1997. — № 4; С. 5–6.

2. Вартанян В.М. Эмпатия как ключевой фактор успешной работы психолога /В. М. Вартанян. — М.: ИНФРА-МЕДИА. — 2–2; 213 с.

3. Иванюшкин А.Я. Профессиональная этика в медицине /А.Я. Иванюшкин. — М., 1990; 246 с.

4. Практическая психодиагностика //Сборник тестов под ред. Д. Я. Райгородского — Самара. — 2002; 667 с.

1. Akhmetshina F.A. Vospitanie empaticheskoi kultury v VUZe [The upbringing of empathic culture in the higher educational institution] /F.A. Akhmetshina // Psikhologicheskaia gazeta [Psychological newspaper]. – 1997. – No. 4; P. 5-6. (In Russ.)

2. Vartanian V.M. Empatiia kak kliuchevoi faktor uspeshnoi raboty psikhologa [Empathy as a key factor in the successful work of psychologist] /V.M. Vartanian. – M.: INFRA-MEDIA. - 2-2; 213 p. (In Russ.)

3. Ivaniushkin A.Ia. Professionalnaia etika v meditsine [Professional ethics in medicine] /A.Ia. Ivaniushkin. – M., 1990; 246 p. (In Russ.)

4. Prakticheskaia psikhodiagnostika [Practical psychodiagnostics] //Collection of tests, ed. D.Ia. Raigorodskii. – Samara. – 2002; 667 p. (In Russ.)

Современные ожидания пациента от медицинского работника во многом определяются экономическими условиями жизни общества. Запросы пациентов постоянно возрастают, особенно в тех случаях, когда речь заходит об оказании платных услуг. С позиции же медицинского работника стереотип восприятия пациента остается прежним.

Условия медицинского страхования не позволяют медикам полностью удовлетворить запросы населения. В этих условиях возрастает роль определенных личностных качеств медицинского работника, таких как способность к сопереживанию, внимательность, сострадание, дружелюбие.

Рассматриваемая тема довольно актуальна, так как затрагивает вопросы взаимоотношений медицинского работника и пациента, часто обсуждаемые и во многом спорные.

Цель исследования — определение роли эмпатии медицинских работников терапевтических и хирургических отделений в удовлетворенности пациентов медицинской помощью.

В исследовании использовались следующие методики:

— методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко — определяет ряд параметров, характеризующих способность человека к эмоциональному сопереживанию;

— интерперсональный диагноз Т. Лири — представляет собой личностный опросник, направленный на диагностику межличностных отношений и свойств личности, существенных при взаимодействии с другими людьми;

— экспресс-анкета для пациента — направлена на выяснение уровня удовлетворенности оказанием медицинской помощи.

На базе отделений хирургического и терапевтического профиля городской больницы проведено экспериментальное исследование, направленное на оценку уровня эмпатии медицинских работников и ее влияния на удовлетворенность пациентов оказываемой медицинской помощью. Основными этапами проведения экспериментального исследования являлись:

— подготовка адекватной целям и задачам исследования тестовой батареи;

— проведение экспериментального исследования;

— анализ результатов проведенных методик.

Для проведения исследования были сформированы две группы респондентов:

Для Цитирования:
Богуш Екатерина Александровна, Речкин Александр Викторович, Эмпатия — способность медицинского работника, влияющая на уровень удовлетворенности пациентов медицинской помощью. Медсестра. 2021;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: