По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2 DOI:10.33920/med-05-2505-02

Эмпатия как условие удовлетворенности пациентов деятельностью средних медицинских работников

Логинов Данила Николаевич студент Института сестринского образования, ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России, 443099, г. Самара, ул. Чапаевская, 89, e-mail: danya.loginov.2024@internet.ru, https://orcid.org/0009-0000-2121-2561
Мунтян Ирина Александровна к.м.н., заместитель директора Института сестринского образования, доцент кафедры сестринского дела, ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России, 443099, г. Самара, ул. Чапаевская, 89, e-mail: i.a.muntyan@samsmu.ru, http://orcid.org/0000-0001-5316-5368

Для любого субъекта, работающего в системе «человек-человек», важно обладать качествами, способствующими к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний или другими словами — эмпатией. Особенно важной эта способность является для представителей медицинских профессий. Эмпатия — необходимый фактор для получения лучшего эффекта в профессиональной деятельности медицинской сестры. Цель. Определить роль эмпатии медицинских сестер терапевтического и хирургического отделений в удовлетворенности пациентов их профессиональной деятельностью. Результаты. Проведено экспериментальное исследование уровня эмпатии у медицинских сестер отделений терапевтического и хирургического профилей, уровня удовлетворенности пациентов профессиональной деятельностью медицинских сестер. Заключение. Чтобы пациенты испытывали удовлетворение и благодарность, а не раздражение и недоумение от общения с ними, одним из важнейших качеств, которым должна обладать медицинская сестра, является способность к эмпатическому сопереживанию, способность поставить себя на место другого, почувствовав и поняв то, что чувствует он.

Литература:

1. Богуш Е.А. Удовлетворенность пациентов деятельностью медицинских работников в зависимости от уровня их эмпатии /Е. А. Богуш, Л. А. Карасева, С. И. Двойников //Медсестра. — 2018; С. 5.

2. Кешьян Л. В. Компоненты эмпатии врача и их роль в повышении удовлетворенности пациента и эффективности лечения /Л. В. Кешьян, П. В. Козлов, Ю. Э. Доброхотова //Лечебное дело. — 2023. — № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/komponenty-empatii-vracha-i-ih-rol-v-povyshenii-udovletvorennosti-patsienta-i-effektivnosti-lecheniya

3. Ван С. Влияние эмпатии со стороны лиц, осуществляющих уход, на удовлетворенность медицинскими услугами /С. Ван, Р. Ван Р, Ф. Шэн, Л. Чен //Front. Psychol. — 2022. — 3:912076.

1. Bogush E. A. Patient satisfaction with the activities of medical workers depending on the level of their empathy /E. A. Bogush, L. A. Karaseva, S. I. Dvoynikov //Nurse. — 2018; P. 5.

2. Keshyan L. V. Components of physician empathy and their role in increasing patient satisfaction and treatment effectiveness /L.V. Keshyan, P.V. Kozlov, Yu. E. Dobrokhotova //Medical care. — 2023. — No. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/komponenty-empatii-vracha-i-ih-rol-v-povyshenii-udovletvorennosti-patsienta-i-effektivnosti-lecheniya

3. Van S. The influence of empathy on the part of caregivers on satisfaction with medical services /S. Wang, R. Wang R, F. Sheng, L. Chen //Front. Psychol. — 2022. — 3:912076.

Эмпатия является важным условием удовлетворенности пациентов деятельностью средних медицинских работников, поскольку позволяет установить доверительные отношения, обеспечить пациенту состояние покоя и удовлетворенности, настроить его на выздоровление.

Некоторые преимущества эмпатии в работе с пациентами:

• понимание состояния пациента — эмпатия помогает прочувствовать боль, страх, переживания по поводу диагноза;

• возможность построить диалог — эмпатия позволяет правильно построить диалог, что важно для получения необходимой информации и настройки пациента на выздоровление;

• повышение приверженности лечению — если пациент видит участливое отношение к своей проблеме, он будет уверен в своем выздоровлении и обратится к специалисту вновь.

Данная тема актуальна, так как затрагивает вопросы взаимоотношений медицинских сестер и пациента, ведь именно эта категория специалистов большее время находится рядом с пациентом.

Целью исследования стало определение роли эмпатии медицинских сестер терапевтического и хирургического отделений в удовлетворенности пациентов их профессиональной деятельностью.

Исследование проводилось на базе ГБУЗ СО «Городская клиническая больница № 1 имени Н. И. Пирогова». В исследовании принимали участие две группы медицинских сестер из хирургического и терапевтического отделений — 21 медицинская сестра, а также 63 пациента из этих же отделений.

В группу медицинских сестер из хирургического отделения входили 11 специалистов, профессиональный стаж которых составил, в среднем, 15,6 года. Возрастной диапазон исследуемой группы — от 24 до 56 лет (в среднем — 40 лет).

В группу медицинских сестер терапевтического отделения входили 10 медицинских сестер, их профессиональный стаж, в среднем, составил — 18,5 года. Возрастной диапазон — от 30 до 57 лет (в среднем — 43,5 года) (рис. 1).

В исследовании использовались: аналитический метод, статистический и социологический, а также экспериментальные методы исследования, в числе которых:

Для Цитирования:
Логинов Данила Николаевич, Мунтян Ирина Александровна, Эмпатия как условие удовлетворенности пациентов деятельностью средних медицинских работников. Медсестра. 2025;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: