Эмпатия является важным условием удовлетворенности пациентов деятельностью средних медицинских работников, поскольку позволяет установить доверительные отношения, обеспечить пациенту состояние покоя и удовлетворенности, настроить его на выздоровление.
Некоторые преимущества эмпатии в работе с пациентами:
• понимание состояния пациента — эмпатия помогает прочувствовать боль, страх, переживания по поводу диагноза;
• возможность построить диалог — эмпатия позволяет правильно построить диалог, что важно для получения необходимой информации и настройки пациента на выздоровление;
• повышение приверженности лечению — если пациент видит участливое отношение к своей проблеме, он будет уверен в своем выздоровлении и обратится к специалисту вновь.
Данная тема актуальна, так как затрагивает вопросы взаимоотношений медицинских сестер и пациента, ведь именно эта категория специалистов большее время находится рядом с пациентом.
Целью исследования стало определение роли эмпатии медицинских сестер терапевтического и хирургического отделений в удовлетворенности пациентов их профессиональной деятельностью.
Исследование проводилось на базе ГБУЗ СО «Городская клиническая больница № 1 имени Н. И. Пирогова». В исследовании принимали участие две группы медицинских сестер из хирургического и терапевтического отделений — 21 медицинская сестра, а также 63 пациента из этих же отделений.
В группу медицинских сестер из хирургического отделения входили 11 специалистов, профессиональный стаж которых составил, в среднем, 15,6 года. Возрастной диапазон исследуемой группы — от 24 до 56 лет (в среднем — 40 лет).
В группу медицинских сестер терапевтического отделения входили 10 медицинских сестер, их профессиональный стаж, в среднем, составил — 18,5 года. Возрастной диапазон — от 30 до 57 лет (в среднем — 43,5 года) (рис. 1).
В исследовании использовались: аналитический метод, статистический и социологический, а также экспериментальные методы исследования, в числе которых: