Тамара Керимовна Ростовская, профессор, доктор социологических наук, профессор кафедры организации работы с молодёжью Московского государственного социального университета, почётный работник сферы молодёжной политики Российской Федерации
Вотечественной науке понятие «молодёжь» определяется на основе социально-демографического подхода как группа в составе населения, главными критериями выделения которой обычно служат два компонента: социальный (интересы, ценности, статус и пр.) и демографический (возраст). Современные возрастные границы понятия «молодёжь» лежат в интервале от 14 до 30 лет. Как правило, нижняя граница молодёжи определяется 14–16 годами, а верхняя — 25–30 годами. Именно эти возрастные границы понятия «молодёжь» в основном используются в современном российском законодательстве [2].
Рассматривать масштабы эмиграции российской молодёжи целесообразно в контексте каналов миграции, поскольку единого и целостного информационного ресурса о молодёжной эмиграции в стране не существует.
К традиционным каналам эмиграции молодёжи из России относятся эмиграция на постоянное место жительства с родителями и без них, трудовая миграция, миграция с целью воссоединения семьи, брачная миграция. К специфическим каналам следует отнести учебную или образовательную миграцию, а также популярные в последние годы многочисленные программы культурного и научного обмена. Эти формы зачастую тесно переплетаются между собой и дополняют друг друга.
Ключевым каналом эмиграции молодёжи в настоящее время является образовательная эмиграция. Она существенно активизировалась в 2000–2010-х гг., когда многие обеспеченные родители стали отправлять своих детей на обучение за границу. Также образовательную миграцию стимулировали программы поддержки обучения российских студентов, которые развивали страны Европы и США. Основными странами обучения российских студентов являются США, Великобритания, Германия, Австралия, Франция.