По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Электровозы на курортах Кавказа

Уже более 15 лет на Новочеркасском электровозостроительном заводе серийно производят локомотивов серии ЭП1М. За это время было выпущено около 500 электровозов. Все они успешно работают не только на Северо-Кавказской железной дороге (СКЖД), но и по всей России.

В свое время новочеркасские электровозы пришли на смену чехословацким ЧС4Т, работавшим с середины 1980-х годов и отслужившим свой срок. Сейчас на СКЖД эксплуатируются 140 ЭП1М и 15 ЭП1П. Эти электровозы составляют основной парк магистрали для перевозки пассажиров в одноэтажных и двухэтажных поездах. ЭП1П отличается от ЭП1М измененным передаточным отношением зубчатой передачи и новым программным обеспечением. Конструкционная скорость ЭП1П снижена с 140 до 120 км/ч, а сила тяги в продолжительном режиме увеличена с 230 до 250 кН (25,4 тс), чтобы лучше преодолевать крутые затяжные подъемы. «Помимо хороших тяговых характеристик, эти электровозы примечательны использованием современных интеллектуальных систем: комплексного локомотивного устройства безопасности, системы автоматического управления тормозами, микропроцессорной системы управления и диагностики оборудования (МСУД-Н)», — отмечает и. о. начальника эксплуатационного локомотивного депо Кавказская Евгений Тарасов. Главный специалист по электровозам переменного тока НЭВЗа Валерий Задорожный добавляет, что МСУД-Н с функцией беспроводной передачи данных, спутниковой навигацией ГЛОНАСС и модернизированным блоком управления БУ-193-02 с расширенными функциями позволяет оперативно передавать информацию по сетям стандарта GSM в режиме реального времени на серверы РЖД о состоянии основного оборудования электровоза, действиях машиниста и местоположении локомотива при возникновении нештатных ситуаций.

Примечательно, что многие конструктивные решения, реализованные на электровозах ЭП1М и ЭП1П первых годов выпуска, со временем совершенствовались, в том числе с учетом пожеланий эксплуатирующих организаций. По мере развития технологий локомотивы дооснащались новым оборудованием. Например, в 2010 году была установлена система автоведения, позволяющая машинисту при необходимости вести локомотив без помощника в энергооптимальном режиме.

Евгений Тарасов рассказал, что с самого начала эксплуатации данных локомотивов была организована целая система постоянного анализа их работы с участием широкого круга специалистов, включая разработчиков, изготовителей, поставщиков комплектующих изделий, ремонтников и эксплуатационников. Все поступающие предложения подробно обсуждались, после чего принималось согласованное решение по внесению изменений в конструкцию. Такой формат взаимодействия всех заинтересованных сторон позволил специалистам объединиться в одну творческую команду, которая отрабатывала все возможные замечания и инициировала такие усовершенствования, которые, в конечном счете, повышали надежность электровозов и общий уровень безопасности движения.

Для Цитирования:
Электровозы на курортах Кавказа. Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. 2023;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: