Вступление современного общества в постиндустриальную фазу своего развития, основанную на информационных технологиях, сегодня, пожалуй, один из наиболее актуальных и обсуждаемых вопросов, наряду с проблемами экономики, политики, глобализации. Развитие высоких технологий, популярность информационно-телекоммуникационных сетей, повышение объемов и значимости информации позволяют считать тезис о наступлении информационного общества если не аксиоматичным, то, по крайней мере, в значительной степени доказанным.
Цифровизация все больше затрагивает и социально-трудовые отношения. К примеру, в настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе РФ находится законопроект [1], предусматривающий введение с 2020 г. электронных трудовых книжек — цифрового аналога общепринятого документа, подтверждающего трудовой стаж работника. Такой формат трудовой книжки обеспечит работнику доступ к сведениям о его трудовой деятельности в любой момент. При этом, как указывается в законопроекте, работникам будет предоставлена возможность выбора — сохранить традиционную трудовую книжку либо предоставить работодателю возможность вносить сведения о трудовой деятельности работника исключительно в «цифре». Для лиц, впервые поступающих на работу с 2021 г., законопроект предусматривает только электронные трудовые книжки. Все работодатели, начиная с 1 января 2020 г., будут обязаны представлять ежемесячно в Пенсионный фонд РФ сведения о трудовой деятельности работников, которые будут включаться в электронные трудовые книжки. Поскольку такой проект внесения изменений и дополнений в действующее законодательство вполне соответствует обозначенным выше тенденциям, его принятие и вступление в силу соответствующих правовых положений — вопрос ближайшего будущего.
Цифровизация не обошла стороной и отношения по социальному обеспечению, которые возникают в случае реализации в отношении граждан социальных рисков, обусловленных как биологическими причинами (болезни, инвалидность, старость и т.д.), так и экономическими (безработица), социальными (одиночество, многодетность и т.д.). Значимость инноваций в сфере сбора, обработки больших объемов данных, необходимых для назначения пенсий, пособий, предоставления социальных услуг в достаточной степени оценена государством. Развитие информационного сопровождения социального обеспечения становится необходимым и неизбежным процессом. Уже в конце прошлого века были введены в действие различные информационные системы, а также регистры получателей социальных предоставлений, общей целью которых стало не только обеспечение осуществления выплат, но и эффективное планирование и расходование финансовых ресурсов системы.