По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.0

Электронное обучение: российская образовательная политика и зарубежный опыт

О.Н. Смолин д-р философ. наук, академик РАО, депутат государственной думы Российской Федерации, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию
Комитет ГД по образованию разрабатывает содержательные критерии, обеспечивающие высокое качество электронного образования.

В начале ХХI в. основным трендом развития образовательных систем в мире стало электронное обучение (e-learning), что нашло свое отражение в многочисленных документах ОЭСР, ЮНЕСКО и Европейского Союза.

Литература:

1. Белая книга, Adapting Education to the Information Age, Корея, 2005.

2. К обществам знания: Всемирный доклад ЮНЕСКО. — Париж: ЮНЕСКО, 2005.

3. Мечта об эмиграции // Левада-центр Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.levada.ru/06-06-2013/mechty–ob-emigratsii

4. Садовничий В.А. Университет XXI века. Размышления об университетском образовании. — М.: МГУ, 2008.

В начале XXI в. ключевым направлением образовательных реформ в наиболее развитых странах (с технологической точки зрения) стало e-learning, что наиболее точно переводится на русский язык как электронное обучение. Это признано, в частности, в докладе «Высшее образование для общества знаний», выпущенном в апреле 2008 г. Организацией экономического сотрудничества и развития.

В докладе ЮНЕСКО «К обществам знания» (2005) [2] сформулированы основные принципы построения информационного общества. Приведем некоторые из них:

•информационная и коммуникационная инфраструктура — необходимый фундамент для открытого доступа к информации;

•предоставление универсального, повсеместного, справедливого и приемлемого в ценовом отношении доступа к услугам на базе информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ);

•образование и доступ к знаниям находятся в центре рождающегося «общества знаний»;

•качественное образование для всех.

Признавая, что «общество знаний» не может быть построено усилиями ограниченного числа граждан, ЮНЕСКО фактически подписывает «смертный приговор» элитаристским концепциям образования1. В свою очередь Европейский Союз в принятой Лиссабонской стратегии на 2000–2010 гг. признал электронное обучение инструментом построения динамичной, конкурентоспособной экономики, основанной на знаниях, а также создания пространства обучения в течение всей жизни. В геополитическом смысле электронное обучение признается новой технологией интеллектуальной колонизации, мощнейшим фактором международной конкуренции.

В настоящее время образование составляет основу инновационной системы любой достаточно развитой страны, признавая в ней совершенно новую роль университетов. Именно здесь рождаются знания и разрабатывается контент — основа основ современной «экономики знаний» и будущего «общества знаний». на таких центрах построили свою инновационную экономику наиболее продвинутые в этом отношении страны (например, Финляндия). Этот тип экономики развивается быстрее всего, удваиваясь едва ли не ежегодно. Однако частые попытки объявить мировой кризис, начавшийся в 2008 г. и не завершившийся до настоящего времени, кризисом экономики, основанной на знаниях, не выдерживают критики. Во-первых, экономика, основанная на знаниях, совсем не то же самое, что ипотечная и другие «пирамиды», воздвигнутые при помощи финансовых спекуляций. Во-вторых, в наибольшей мере кризисом оказались поражены как раз экономики, основанные на «нефтегазовой игле», т. е. целиком зависящие от поставки сырья на более развитые рынки. Можно привести некоторые примеры более или менее успешной реализации стратегии развития электронного обучения в отдельных странах.

Для Цитирования:
О.Н. Смолин, , , Электронное обучение: российская образовательная политика и зарубежный опыт. Юрист ВУЗа. 2018;1-2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: