Информационные технологии стали неотъемлемой частью человеческой жизни как в бытовой, так и в профессиональной сфере. Образование не стало исключением: все больше образовательных организаций предлагают обучение «без отрыва от производства», знания, которые можно получить в любое удобное время из любой точки мира. Это стало возможным благодаря появлению новых форм обучения, базирующихся на современных информационно-коммуникационных технологиях, — электронного обучения и обучения с использованием дистанционных образовательных технологий (далее — ДОТ).
Такого рода обучение действительно расширяет горизонты и стирает границы: любой человек может послушать лекцию профессора МГУ, Гарварда или Сорбонны, для этого необходимо иметь желание, компьютер/ смартфон и выход в сеть Интернет. Вполне возможно, что электронное обучение — обучение будущего [4]. Но на данный момент существует ряд существенных противоречий, которые ставят вопрос о результативности электронного обучения. Приведем некоторые из них.
Наличие разрыва между действующим законодательством, регламентирующим образовательный процесс в формате электронного обучения, и непосредственно самой реализацией электронного обучения. Действующие законы и иные нормативные акты не устанавливают сколько-нибудь четких требований к организации образовательного процесса, что зачастую приводит к появлению такой же абстрактной нормативной документации в образовательных организациях и, как следствие, к «непрозрачности» образовательных программ, реализуемых с использованием дистанционных образовательных технологий.
Так, требования к электронному обучению и организации занятий с использованием ДОТ содержатся в Порядке применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденном приказом Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 № 816, который должен устанавливать «правила применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации основных образовательных программ и/ или дополнительных образовательных программ (далее — образовательные программы)» [3]. В качестве таких правил установлены следующие: