Дата поступления рукописи в редакцию: 27.07.2024.
Дата принятия рукописи в печать: 29.07.2024.
Электронная торговля в условиях цифровизации российской экономики становится объективно необходимой как для достижения стратегических и тактических целей, стоящих перед бизнесом, так и для диверсификации продаж, формирования долгосрочных конкурентных преимуществ. Под электронной торговлей в международном бизнесе целесообразно понимать торговую деятельность, осуществляемую с использованием информационно-коммуникационных технологий, цифровых систем и решений, при этом электронная торговля в экономических связях между странами может рассматриваться с различных точек зрения:
1) с точки зрения выстраивания и поддерживания внешнеэкономических связей электронная торговля дает возможность организовывать материальные, информационные и финансовые потоки с помощью электронных инструментов, информационно-коммуникационных технологий, сетей передачи данных;
2) с точки зрения бизнеса электронная торговля позволяет в существенной степени упростить процессы в международных торговых сделках, облегчить взаимодействие сторон;
3) с точки зрения услуг электронная торговля дает возможность поставщикам, покупателям, иным участникам цепей поставок сократить издержки, связанные с международной торговлей товарами и услугами, уменьшить временные затраты;
4) с точки зрения времени электронная торговля позволяет совершать сделки с зарубежными контрагентами в режиме реального времени;
5) с точки зрения пространства возможности современной цифровой инфраструктуры представляют участникам электронной торговли практически безграничные возможности для наращивания масштабов своего бизнеса [1].
Электронная коммерция позволяет снизить количество персонала, занятого на внутреннем рынке к минимуму за счет использования электронной почты, кредитных карт и других средств ведения торговли, электронных средств обработки и передачи данных. Но ведение организацией международной электронной торговли гораздо сложнее, чем организация торговли внутри страны. Так, условия организации трансграничной интернет-торговли осложняется разницей цен, которые продавец должен указывать для каждого покупателя в зависимости от стран. Это связано с различием в стоимости перевозки, таможенных сборов для отправки товара покупателю, так как они значительно разнятся от страны к стране. Для крупных фирм и мелких это означает увеличение затрат, так как им приходится либо нанимать дополнительный персонал для расчета дополнительных расходов, связанных с международной деятельностью, либо привлекать сторонние организации, таможенных брокеров на возмездной основе. Если для крупной компании или транснационального экспортера с огромным или дорогостоящим объемом товаров это лишь дополнительные статьи расходов, то для маленьких фирм такие расходы могут оказаться критичным и неподъемным грузом, который не позволит им успешно вести электронную трансграничную торговлю.