По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.482.224 DOI:10.33920/igt-2-2408-06

Электронная торговля в условиях цифровизации российской экономики

Магомед Шамилович Курбанов ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы», РФ, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6, Е-mail: 1032220956@pfur.ru

Цифровизация выдвигает новые правила игры, где технологиям отводится главенствующая роль. В статье рассматривается развитие электронной торговли в России и мире.

Литература:

1. Брагин, Л. А. Электронная коммерция / Л. А. Брагин, Г. Г. Иванов, А. Ф. Никишин, Т. В. Панкина. — М.: ИНФРА-М, 2022. — 191 с.

2. Гилевич, Д. С. Применение системного подхода к рассмотрению сущности электронной коммерции // Бизнес Информ. — 2019. — № 2. — С. 109–114.

3. Гражданский кодекс (часть первая) Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Российская газета. — 08.12.1994. — № 238-239.

4. Доева, М. Р. Актуальные проблемы правового регулирования электронной торговли [Электронный ресурс]. — URL: https://pgu.ru/upload/iblock/606/32.pdf (дата обращения: 13.08.2022).

5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. — 25.12.1993. — № 237.

6. Котляров, И. Д. Эволюция форм торговли: традиционная, дистанционная, электронная // Вопросы управления. — 2018. — № 2 (19) [Электронный ресурс]. — URL: http://vestnik.uapa.ru/ru-ru/issue/2012/02/13/ (дата обращения: 20.03.2024).

7. Макаревич, И. В. Правовое обеспечение электронной коммерции в Российской Федерации и за рубежом / И. В. Макаревич // Смотр-конкурс научных, конструкторских и технологических работ студентов Волгоградского государственного технического университета. — 2019. — С. 246.

8. Мартынов, В. Г., Андреев, А. Ф. Электронные деньги. Интернет-платежи. — Изд-во ЦИПСиР, 2019. — С. 24.

9. Митрофанова, Е. А. Понятие, правовая природа, субъекты электронной торговли для целей налогообложения / Е. А. Митрофанова // Закон и право. — 2019. — № 9. — С. 85–89.

10. Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» // Российская газета. — 08.04.2011. — № 75.

11. Овечкин, А. В. Процесс оформления покупки в интернет-магазине // Интернет-маркетинг. — 2011. — № 4. — С. 33–36.

12. Плотников, А. В. Проблемы правового регулирования цифровой экономики // Московский экономический журнал. — 2019. — № 7. — С. 21–26.

13. Ростовский, Ю. М. Внешнеэкономическая деятельность: учебник / Ю.М. Ростовский, В. Ю. Гречков. — М.: Экономистъ, 2008. — 588 с.

14. Рынок электронной торговли // Новостной мониторинг. — 2021. — № 9. [Электронный ресурс]. — URL: http://data.datainsight.ru/issues/pdf/34192.pdf (дата обращения: 03.08.2022).

15. Синиченко, В. В., Ракитский, В. В. Северный морской путь в геополитических планах Китая и позиция России / В. В. Синиченко, В. В. Ракитский // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. — 2020. — Т.33.— С. 50–57.

16. Чибунин, В. М. О некоторых вопросах судебной компьютерно-технической экспертизы мобильных устройств / В. М. Чибунин // Современность в творчестве талантливой молодежи: Материалы научно-практической конференции молодых ученых. — 2015. — С. 157–159.

17. Юрасов, А. В. Основы электронной коммерции: учебник для вузов. — М.: Юрайт, 2016. — C. 480.

18. Юрасов, А. В. Электронная коммерция: Учеб. пособие. — М.: Дело, 2016. — 500 с.

19. Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (изм. От 24.02.2021 № 20-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от11 апреля 2011 г. № 15 ст. 2036.

1. Bragin, L. A. Electronic Commerce. L. A. Bragin, G. G. Ivanov, A. F. Nikishin, T. V. Pankina. M.: INFRA-M, 2022, 191 p.

2. Gilevich, D. S. Application of a systems approach to considering the essence ofelectronic commerce.Business Inform. 2019, No. 2, pp. 109–114.

3. Civil Code (part one) of the Russian Federation of November 30, 1994 No. 51-FZ. Rossiyskaya Gazeta. December 8, 1994, No. 238–239.

4. Doeva, M. R. Actual problems of legal regulation of electronic commerce. Available at: https://pgu.ru/upload/iblock/606/32.pdf (accessed: 13.08.2022).

5. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993) (with amendments approved during the all-Russian vote on 01.07.2020). Rossiyskaya Gazeta. 25.12.1993, No. 237.

6. Kotlyarov, I. D. Evolution of trade forms: traditional, distance, electronic. Management issues. 2018, No. 2 (19). Available at: http://vestnik.uapa.ru/ru-ru/issue/2012/02/13/ (accessed: 20.03.2024).

7. Makarevich, I. V. Legal support of electronic commerce in the Russian Federation andabroad. Review-competition of scientific, design and technological works of students ofthe Volgograd State Technical University. 2019, p. 246.

8. Martynov, V. G., Andreev A. F. Electronic money. Internet payments. Publishing house TsIPSiR, 2019, p. 24.

9. Mitrofanova, E. A. Concept, legal nature, subjects of electronic commerce for tax purposes. Law and Right. 2019, No. 9, pp. 85–89.

10. On electronic signature: Federal Law of 06.04.2011 No. 63-FZ. Rossiyskaya Gazeta. 08.04.2011. No.75.

11. Ovechkin, A. V. The process of placing a purchase in an online store. Internet Marketing. 2011, No. 4, pp. 33–36.

12. Plotnikov, A. V. Problems of legal regulation of the digital economy. Moscow Economic Journal. 2019, No. 7, рр. 21–26.

13. Rostovsky, Yu. M. Foreign economic activity: textbook. Yu. M. Rostovsky, V. Yu. Grechkov. M.: Economist, 2008 , 588 p.

14. E-commerce market. News monitoring. 2021, No. 9. Available at: http://data. datainsight.ru/issues/pdf/34192.pdf (accessed: 03.08.2022).

15. Sinichenko, V. V., Rakitsky, V. V. The Northern Sea Route in China’s geopolitical plans and Russia’s position. V. V. Sinichenko, V. V. Rakitskiy. Bulletin of Irkutsk State University. Series: Political Science. Religious Studies. 2020, Vol. 33, pp. 50–57.

16. Chibunin, V. M. On Some Issues of Forensic Computer-Technical Examination of Mobile Devices. In the book: Modernity in the Work of Talented Youth. Proceedings of the Scientific and Practical Conference of Young Scientists. 2015, pp. 157–159.

17. Yurasov, A. V. Fundamentals of Electronic Commerce: Textbook for Universities. Moscow: Yurait, 2016, pp. 480.

18. Yurasov, A. V. Electronic Commerce: Textbook. manual. M.: Delo, 2016, 500 p.

19. Federal Law of April 6, 2011 N 63-FZ "On Electronic Signature" (amended on February 24, 2021 No. 20-FZ). Collected Legislation of the Russian Federation of April 11, 2011 No. 15, Art. 2036.

Дата поступления рукописи в редакцию: 27.07.2024.

Дата принятия рукописи в печать: 29.07.2024.

Электронная торговля в условиях цифровизации российской экономики становится объективно необходимой как для достижения стратегических и тактических целей, стоящих перед бизнесом, так и для диверсификации продаж, формирования долгосрочных конкурентных преимуществ. Под электронной торговлей в международном бизнесе целесообразно понимать торговую деятельность, осуществляемую с использованием информационно-коммуникационных технологий, цифровых систем и решений, при этом электронная торговля в экономических связях между странами может рассматриваться с различных точек зрения:

1) с точки зрения выстраивания и поддерживания внешнеэкономических связей электронная торговля дает возможность организовывать материальные, информационные и финансовые потоки с помощью электронных инструментов, информационно-коммуникационных технологий, сетей передачи данных;

2) с точки зрения бизнеса электронная торговля позволяет в существенной степени упростить процессы в международных торговых сделках, облегчить взаимодействие сторон;

3) с точки зрения услуг электронная торговля дает возможность поставщикам, покупателям, иным участникам цепей поставок сократить издержки, связанные с международной торговлей товарами и услугами, уменьшить временные затраты;

4) с точки зрения времени электронная торговля позволяет совершать сделки с зарубежными контрагентами в режиме реального времени;

5) с точки зрения пространства возможности современной цифровой инфраструктуры представляют участникам электронной торговли практически безграничные возможности для наращивания масштабов своего бизнеса [1].

Электронная коммерция позволяет снизить количество персонала, занятого на внутреннем рынке к минимуму за счет использования электронной почты, кредитных карт и других средств ведения торговли, электронных средств обработки и передачи данных. Но ведение организацией международной электронной торговли гораздо сложнее, чем организация торговли внутри страны. Так, условия организации трансграничной интернет-торговли осложняется разницей цен, которые продавец должен указывать для каждого покупателя в зависимости от стран. Это связано с различием в стоимости перевозки, таможенных сборов для отправки товара покупателю, так как они значительно разнятся от страны к стране. Для крупных фирм и мелких это означает увеличение затрат, так как им приходится либо нанимать дополнительный персонал для расчета дополнительных расходов, связанных с международной деятельностью, либо привлекать сторонние организации, таможенных брокеров на возмездной основе. Если для крупной компании или транснационального экспортера с огромным или дорогостоящим объемом товаров это лишь дополнительные статьи расходов, то для маленьких фирм такие расходы могут оказаться критичным и неподъемным грузом, который не позволит им успешно вести электронную трансграничную торговлю.

Для Цитирования:
Магомед Шамилович Курбанов, Электронная торговля в условиях цифровизации российской экономики. Гостиничное дело. 2024;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: