Развитие цифровых технологий позволило сформировать наряду с традиционной розничной торговлей комплекс услуг по продаже населению товаров через телекоммуникационную сеть Интернет посредством мобильных приложений и сайтов интернет-магазинов, электронных торговых площадок формата маркетплейс. Динамичное распространение услуг электронной торговли в государствах-членах ЕАЭС требует усиления внимания к правовому регулированию защиты прав потребителей в данной области.
На актуальность и необходимость правового регулирования прав потребителей при осуществлении электронной торговли указано в пунктах 63, 64, 65 Руководящих принципов Организации Объединенных Наций для защиты интересов потребителей, принятых Генеральной Ассамблеей ООН 22 декабря 2015 г. [1].
Согласно Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.05.2019 № 15, «электронная торговля — продажа товаров (работ, услуг) путем заключения договора с потребителем посредством информационнотелекоммуникационной сети Интернет независимо от формы расчета с потребителем и способа доставки товара (если иное не установлено законодательством государств-членов ЕАЭС)» [2]. В Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 11 мая 2023 г. № 10 «Об общих подходах к защите прав потребителей в электронной торговле» [3] отражены основные термины (интернетмагазин, оператор электронной торговой площадки и др.), уточняются отдельные аспекты электронной торговли.
Для проведения исследования в рамках исследуемого аспекта была разработана методика, включающая блок вопросов, позволяющих судить об удовлетворенности потребителей при пользовании услугами электронной торговли, а также нарушениях, с которыми чаще всего они сталкиваются при использовании этой формы приобретения продовольственных товаров. В качестве основного метода исследования применялся репрезентативный стандартизированный (формализованный) социологический онлайн-опрос посредством системы CAWI.
Исследование было направлено на установление частоты использования услуг электронной торговли, определение удельного веса и частоты покупок продуктов питания посредством электронной торговли (интернет-магазинов), а также оценку качества услуг электронной торговли и выявление ситуаций нарушения прав потребителей при оказании услуг электронной торговли.