Быстрое развитие информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет, их проникновение во все сферы деятельности вызвали появление новых видов торговли через Интернет.
В российской экономической литературе широкое распространение получил термин «электронная торговля», хотя по существу правильнее использовать термин «электронная коммерция», поскольку он охватывает существенно больший набор операций. Тем не менее в многочисленных статьях часто применяется термин «электронная торговля», как более привычный. Иногда применяют и другой схожий по существу термин «интернет-торговля»1 .
Согласно определениям международных организаций2 , «электронная коммерция» — сегмент экономики, включающий в себя покупку и продажу товаров, работ, услуг, прав на использование и электронного контента с использованием электронных средств связи, прежде всего сети Интернет. Обеспечивая высокую скорость и надежность обмена данными, электронная коммерция позволяет при меньших затратах малым и средним предприятиям легче получить прямой доступ к потребителям как за рубежом, так и на внутреннем рынке. Электронная коммерция выступает как средство, расширяющее возможности и способствующее более широкому участию бизнеса в мировой торговле, тем самым повышая его экспортный потенциал. В настоящий период электронная коммерция является ключевым драйвером роста торговли в развитых и во многих развивающихся странах, кардинально меняя привычные коммерческие операции между юридическими, а также физическими лицами.
Продажи через сеть Интернет охватывают достаточно разнообразные торговые операции, прежде всего В2В (межкорпоративная электронная коммерция) и В2С (розничная продажа товаров конечным потребителям).
При этом и та и другая группа операций охватывают продажу и покупку товаров на внутреннем и внешнем рынке. Далее, согласно принятым определениям, в объем торговли В2В включаются операции по покупке и продаже, т. е. одна и та же сделка, заключенная и выполненная через сеть Интернет, включается в объем торговли В2В дважды, а при торговле В2С — один раз при реализации товара конечному потребителю. Таким образом, для обеспечения корректности сравнений необходима корректировка объемов коммерческих операций в торговле В2В.