По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Электронная коммерция России. Роль интернет-магазинов

Гилилов Иосиф Рувимович соискатель, Всероссийская академия внешней торговли Минэкономразвития России, 119285, г. Москва, ул. Пудовкина, д. 4а
Дранёв Егор Яковлевич магистрант, Всероссийская академия внешней торговли Минэкономразвития России, 119285, г. Москва, ул. Пудовкина, д. 4а
Савинов Юрий Анатольевич д-р экон. наук, профессор кафедры технологии внешнеторговых сделок, Всероссийская академия внешней торговли Минэкономразвития России, 119285, г. Москва, ул. Пудовкина, д. 4а, E-mail: y_savinov@outlook.com

Авторы рассматривают развитие коммерческих операций зарубежных и отечественных интернетмагазинов в России, показывают рост доли трансграничных сделок в общем объеме интернетторговли, анализируют конкурентные возможности российских интернет-магазинов на мировом рынке. Авторы придерживаются мнения о необходимости освобождения российских интернетмагазинов от НДС при экспортных операциях. Такой вопрос обсуждается в государственных органах, которые вырабатывают необходимые документы.

Литература:

1. Блинова О. Из России онлайном. Отечественные экспортеры растут в Интернете [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ko.ru/component/k2/ item/133253 (дата обращения: 24.10.2016).

2. Исследование вопросов регулирования трансграничной торговли, АКИТ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.akit.ru/crossborderregulation (дата обращения: 01.05.2016).

3. Медянцева Н. Акит подвел итоги 2016 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.akit.ru/итоги-года-2016/ (дата обращения: 14.03.2017).

4. МЭР: единая электронная среда для экспортеров МСП может заработать через полгода-год [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://tass.ru/pmef2016/article/3366977 (дата обращения: 15.06.2016).

5. Развитие электронной торговли в мировой экономике [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://textarchive.ru/c-2421937-pall.html.

6. Рынок электронной коммерции в России. J’son & Partners Consulting, исследование [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.json.ru/poleznye_ materialy/free_market_watches/analytics/rynok_elektronnoj_kommercii_v_rossii/ (дата обращения: 01.06.2015).

7. Рэц открыл российский национальный павильон на Tmall Globall [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.exportcenter.ru/news/retsotkryl-rossiyskiy-natsionalnyy-pavilon-na-tmall-globall/?sphrase_id=4491 (дата обращения: 05.09.2016).

8. Шмырова В. Чиновники: Экспорт российских товаров через Интернет вырастет в 100 раз [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.cnews.ru/ news/top/2016-11-16_minpromtorg_eksport_rossijskih_tovarov_cherez (дата обращения: 16.11.2016).

9. Cross-border ecommerce in Europe [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// ecommercenews.eu/cross-border-ecommerce-europe/ (дата обращения: 06.07.2017).

10. Data Insight and Ruward, Совместный рейтинг E-Commerce Index тор-100 2016 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ruward.ru/ecommerceindex-2016/ (дата обращения: 28.07.2016).

11. Scott-Briggs Angela What is an E-commerce Business? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.techbullion.com/e-commerce-business/ (дата обращения: 08.05.2017).

12. Worldwide Retail Ecommerce Sales Will Reach $1.915 Trillion This Year. eMarketer [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.emarketer. com/Article/Worldwide-Retail-Ecommerce-Sales-Will-Reach-1915-Trillion-ThisYear/1014369 (дата обращения: 22.08.2016).

Быстрое развитие информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет, их проникновение во все сферы деятельности вызвали появление новых видов торговли через Интернет.

В российской экономической литературе широкое распространение получил термин «электронная торговля», хотя по существу правильнее использовать термин «электронная коммерция», поскольку он охватывает существенно больший набор операций. Тем не менее в многочисленных статьях часто применяется термин «электронная торговля», как более привычный. Иногда применяют и другой схожий по существу термин «интернет-торговля»1 .

Согласно определениям международных организаций2 , «электронная коммерция» — сегмент экономики, включающий в себя покупку и продажу товаров, работ, услуг, прав на использование и электронного контента с использованием электронных средств связи, прежде всего сети Интернет. Обеспечивая высокую скорость и надежность обмена данными, электронная коммерция позволяет при меньших затратах малым и средним предприятиям легче получить прямой доступ к потребителям как за рубежом, так и на внутреннем рынке. Электронная коммерция выступает как средство, расширяющее возможности и способствующее более широкому участию бизнеса в мировой торговле, тем самым повышая его экспортный потенциал. В настоящий период электронная коммерция является ключевым драйвером роста торговли в развитых и во многих развивающихся странах, кардинально меняя привычные коммерческие операции между юридическими, а также физическими лицами.

Продажи через сеть Интернет охватывают достаточно разнообразные торговые операции, прежде всего В2В (межкорпоративная электронная коммерция) и В2С (розничная продажа товаров конечным потребителям).

При этом и та и другая группа операций охватывают продажу и покупку товаров на внутреннем и внешнем рынке. Далее, согласно принятым определениям, в объем торговли В2В включаются операции по покупке и продаже, т. е. одна и та же сделка, заключенная и выполненная через сеть Интернет, включается в объем торговли В2В дважды, а при торговле В2С — один раз при реализации товара конечному потребителю. Таким образом, для обеспечения корректности сравнений необходима корректировка объемов коммерческих операций в торговле В2В.

Для Цитирования:
Гилилов Иосиф Рувимович, Дранёв Егор Яковлевич, Савинов Юрий Анатольевич, Электронная коммерция России. Роль интернет-магазинов. Международная экономика. 2017;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: