По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 004.5

Электронная информационно-образовательная среда вуза как составляющая часть цифровизации образования. Анализ содержания компонентов структуры

Башмакова Елена Исмаиловна старший преподаватель кафедры прикладной информатики Московского гуманитарного университета, Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5, e-mail: elbashmakova@mail.ru

Представлен детальный анализ наполняемости компонентов структуры электронной информационно-образовательный среды (ЭИОС) разных вузов на основе анализа сайтов и Положений об электронной информационно-образовательной среде вузов. Подробно описаны возможности электронных личных кабинетов обучающихся и преподавателей, варианты автоматизированных систем управления учебным процессом как отдельных модулей ЭИОС.

Литература:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.

2. Приказ Минобрнауки России от 14.12.2015 № 1464 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 51.04.01 “Культурология” (уровень магистратуры)». — URL: http://fgosvo.ru/.

3. ГОСТ Р 52653-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения». — URL: http://docs.cntd.ru/ document/1200053103.

4. «1С: Университет». — URL: https://solutions.1c.ru/catalog/university.

5. Инструкция по использованию личного кабинета преподавателя как подсистемы электронной информационно-образовательной среды РГГУ. — URL: https:// www.rsuh.ru/upload/main/eios/2019%20%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0% BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%202%20%D0%98%D0%BD%D1%8 1%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D1%80%D0% B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B%20%D0%B2%20%D0%9B%D0%9A%20%D0 %BF%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%8 2%D0%B5%D0%BB%D1%8F%20(21-05-2019).pdf.

6. Инструкция по работе с портфолио обучающегося ЭИОС СанктПетербургского политехнического университета Петра Великого. — URL: https:// www.spbstu.ru/upload/dmo/order_514_20_03_2018.pdf.

7. Открытое образование. — URL: https://openedu.ru/.

8. Положение об электронной информационно-образовательной среде в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова». — URL: https://www.rea.ru/ru/org/branches/sevastopol/Documents/Polozhenie_o_EIOS.PDF.

9. Положение об электронной информационно-образовательной среде Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. — URL: https://knastu.ru/page/538.

10. Положение «Электронная информационно-образовательная среда Московского гуманитарного университета». — URL: https://mosgu.ru/sveden/fi les/ Elektronnaya_informacionno-obrazovatelynaya_sreda_MosGU.pdf.

11. Приоритетный проект в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». — URL: http://neorusedu.ru.

12. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (раздел 2 «Кадры и образование»). — URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/.

13. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Регламент функционирования личного кабинета обучающегося. — СПб., 2018. — 14 с. — URL: https://open.spbstu.ru/doc/reglament-LKO_2018.pdf.

Актуальность темы цифровизации образования связана с процессом перехода к цифровой экономике. Построение цифровой экономики и цифрового образования является приоритетным направлением государственной политики России. Это нашло отражение в следующих федеральных стратегических документах:

1) программе «Цифровая экономика Российской Федерации» [12];

2) приоритетном проекте в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (утвержден Правительством Российской Федерации 25 октября 2016 года в рамках реализации государственной программы «Развитие образования» на 2013–2020 годы) [11].

В данном проекте поставлена задача «широко внедрить цифровые инструменты учебной деятельности и целостно включить их в информационную среду образования» [11].

В высшем образовании цифровизация начала развиваться с появлением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. В дальнейшем цифровые технологии охватили все области функционирования вуза и привели к появлению электронной информационно-образовательной среды вуза.

Данный процесс нашел отражение в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в главе 2 «Система образования». В ст. 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» прописано обязательное наличие электронной информационно-образовательной среды и дано следующее ее определение: «Электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС) — совокупность электронных информационных ресурсов, электронных образовательных ресурсов, информационных технологий, телекоммуникационных технологий и соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся, а также организацию учебного процесса и научных исследований» [1].

Задачи электронной информационно-образовательной среды в дальнейшем были сформулированы в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования так:

Для Цитирования:
Башмакова Елена Исмаиловна, Электронная информационно-образовательная среда вуза как составляющая часть цифровизации образования. Анализ содержания компонентов структуры. Ученый совет. 2020;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: