По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.311

Электромагнитные поля в местах пересечения тяговых сетей и трехцепной ЛЭП

Буякова Н. В. канд. техн. наук, доцент, Ангарский государственный технический университет, г. Ангарск
Крюков А. В. д-р техн. наук, профессор, Иркутский государственный университет путей сообщения, г. Иркутск
Середкин Д. А. аспирант, Иркутский государственный университет путей сообщения, г. Иркутск

Тяговые сети (ТС) 25 кВ создают повышенные электромагнитные поля (ЭМП) частотой 50 Гц, напряженности которых на нормированной высоте 1,8 м, как правило, не превосходят допустимые нормы для электротехнического персонала. В местах, где трассы железных до-рог пересекаются высоковольтными воздушными линиями электропередачи (ЛЭП), происходит наложение полей, создаваемых тяговой сетью и ЛЭП. Это может привести к повышению напряженностей и усложнению пространственных структур ЭМП. В статье представлены результаты моделирования, выполненные для сложного пересечения, когда ТС 25 или 2×25 кВ пересекает под углом 90 град. трехцепная воздушная линия 110–220 кВ.

Литература:

1. Сидоров А.И., Окраинская И.С. Электромагнитные поля вблизи электроустановок сверхвысокого напряжения. – Челябинск: ЮУрГУ, 2008. – 204 с.

2. Аполлонский С.М. Электромагнитная совместимость и функциональная безопасность в электроэнергетике. – М.: РУСАЙНС, 2016. – 326 с.

3. Буякова Н.В., Закарюкин В.П., Крюков А.В. Электромагнитная безопасность в системах электроснабжения железных дорог: моделирование и управление. – Ангарск: АГТУ, 2018. – 382 с.

4. Закарюкин В.П., Крюков А.В. Электромагнитная безопасность в местах пересечения высоковольтных ЛЭП и электрифицированных железных дорог // Транспортная инфраструктура Сибирского региона.– Иркутск, 2018. – В 2-х т. – Т. 1. – С. 641–650.

5. Закарюкин В.П., Крюков А.В. Сложнонесимметричные режимы электрических систем. – Иркутск: Иркут. ун-т, 2005. – 273 с.

6. Альтернативные варианты обеспечения электромагнитной безопасности линий электропередачи / Н.Б. Рубцова, М.Ш. Мисриханов, В.Н. Седунов, А.Ю. Токарский // Известия Самарского научного центра РАН. – Т. 14. – № 5 (3). – 2012. – С. 839–845.

Высоковольтные воздушные линии электропередачи (ЛЭП) и электрифицированные железные дороги переменного тока 25 кВ являются источниками электромагнитного поля (ЭМП) промышленной частоты. Электромагнитные поля с высокими уровнями напряженностей могут генерировать помехи, вызывающие нарушения нормального функционирования электрических и электронных устройств [1–3], а также приводить к тяжелым несчастным случаям при работе на отключенных линиях электропередачи при воздействии на персонал наведенных напряжений.

Тяговые сети (ТС) 25 кВ создают повышенные электромагнитные поля (ЭМП) частотой 50 Гц, напряженности которых на нормированной высоте 1,8 м, как правило, не превосходят допустимые нормы для электротехнического персонала. В местах, где трассы железных дорог пересекаются высоковольтными воздушными линиями электропередачи (ЛЭП), происходит наложение полей, создаваемых тяговой сетью и ЛЭП. Это может привести к повышению напряженностей и усложнению пространственных структур ЭМП [4].

В работах [3, 5] предложена методика определения полей многопроводных систем, включая тяговые сети и линии электропередачи, основанная на предварительном расчете режима электрической сети, которая может содержать многопроводные линии, однофазные и трехфазные трансформаторы разных типов, тяговые сети переменного тока и перемещающиеся тяговые нагрузки. Разработанный в ИрГУПСе программный комплекс Fazonord [5] объединяет возможности моделирования режимов в фазных координатах и одновременные расчеты напряженностей ЭМП.

Данная статья является развитием идей, представленных в работе [4], в направлении детального анализа структуры электромагнитного поля в месте перпендикулярного пересечения ЛЭП и железной дороги.

Моделирование напряженностей ЭМП в местах пересечения тяговых сетей и ЛЭП с помощью программного комплекса Fazonord осуществлялось в четыре этапа:

1. Расчет режима ЭЭС тяговых сетей и ЛЭП в фазных координатах, по результатам которого определялись потенциалы и токи всех проводов [5].

Для Цитирования:
Буякова Н. В., Крюков А. В., Середкин Д. А., Электромагнитные поля в местах пересечения тяговых сетей и трехцепной ЛЭП. Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. 2020;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: