По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.311:621.331

Электромагнитная обстановка в системах тягового электроснабжения, усиленных коаксиальными кабелями

Закарюкин В.П. д-р техн. наук, профессор, доцент, Иркутский национальный исследовательский технический университет, Иркутский государственный университет путей сообщения, 664074, г. Иркутск, улица Чернышевского, д. 15
Крюков А.В. д-р техн. наук, профессор, Иркутский национальный исследовательский технический университет, Иркутский государственный университет путей сообщения, 664074, г. Иркутск, улица Чернышевского, д. 15
Ты Нгуен магистрант, Иркутский национальный исследовательский технический университет, Иркутский государственный университет путей сообщения, 664074, г. Иркутск, улица Чернышевского, д. 15

Представлены результаты анализа электромагнитной обстановки в системах тягового электроснабжения, усиленных коаксиальными кабелями с изоляцией из молекулярно сшитого полиэтилена. Анализировались электромагнитные поля, создаваемые тяговой сетью, а также напряжения, наводимые на отключенные линии электропередачи, проходящие параллельно трассе железной дороги. Результаты компьютерного моделирования показали, что на основе монтажа усиливающих элементов в виде коаксиальных кабелей может быть значительно снижена жесткость электромагнитной обстановки на железной дороге.

Литература:

1. Сидоров А.И., Окраинская И.С. Электромагнитные поля вблизи электроустановок сверхвысокого напряжения. – Челябинск: ЮУрГУ, 2008. – 204 с.

2. Электромагнитные поля в производственных условиях. СанПиН 2.2.4.1191-03. – М.: Минздрав РФ, 2003.

3. Гигиенический норматив ГН 2.1.8/2.2.4. 2262-07. Предельно допустимые уровни магнитных полей частотой 50 Гц в помещениях жилых, общественных зданий и на селитебных территориях. – М., 2007.

4. Котельников А.В. Электрификация железных дорог. Мировые тенденции и перспективы. – М.: Интекст, 2002. – 104 с.

5. Аполлонский С.М., Богаринова А.Н. Напряженности воздушной среды на электрифицированной железной дороге // Сборник докладов Девятой российской научно-технической конференции по электромагнитной совместимости технических средств и электромагнитной безопасности. – СПб., 2006. – С. 579–583.

6. Закарюкин В.П., Крюков А.В. Сложнонесимметричные режимы электрических систем. – Иркутск: Иркут. ун-т, 2005. – 273 с.

7. Крюков А.В., Закарюкин В.П. Методы совместного моделирования систем тягового и внешнего электроснабжения железных дорог переменного тока. – Иркутск: ИрГУПС, 2011. – 170 с.

8. Крюков А.В., Закарюкин В.П., Буякова Н.В. Моделирование электромагнитной обстановки на железных дорогах переменного тока // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. – 2010. – № 2 (26). – С. 169–175.

9. Крюков А.В., Закарюкин В.П., Буякова Н.В. Моделирование электромагнитных полей на железнодорожных станциях // Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. – 2009. – № 1. – С. 281–284.

10. Крюков А.В., Закарюкин В.П., Буякова Н.В. Расчет электромагнитных полей, создаваемых тяговыми сетями электрифицированных железных дорог // Вестник ИрГТУ. – 2011. – № 1 (48). – С. 148–152.

11. Крюков А.В., Закарюкин В.П., Буякова Н.В. Электромагнитная обстановка на объектах железнодорожного транспорта. – Иркутск: ИрГУПС, 2011. – 130 с.

12. Крюков А.В., Закарюкин В.П., Буякова Н.В. Управление электромагнитной обстановкой в тяговых сетях железных дорог: монография. – Ангарск: АГТА, 2014. – 158 с.

13. Крюков А.В., Закарюкин В.П., Буякова Н.В. Учет подземных трубопроводов при моделировании электромагнитных полей в системах тягового электроснабжения // Системы. Методы. Технологии. – 2010. – № 4 (8). – С. 44–49.

14. Киселёв И.П., Бражко Л.С., Бурков А.Т. и др. Высокоскоростной железнодорожный транспорт: общий курс. В 2 т. – Т. 1. – М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2014. – 308 с.

15. Бардушко В.Д., Закарюкин В.П., Крюков А.В. Принципы построения систем электроснабжения железнодорожного транспорта. – М.: Теплотехник, 2014. – 166 с.

16. Кац Р.А., Перельман Л.С. Расчет электрического поля трехфазной линии электропередачи // Электричество. – 1978. – № 1. – С. 16–19.

Электромагнитные поля (ЭМП), создаваемые высоковольтными или сильноточными электроустановками, являются достаточно опасной формой загрязнения природной среды. В последние годы уровни такого загрязнения возрастают. ЭМП создают помехи, которые могут вызывать нарушения функционирования электрических и электронных устройств, а также оказывать негативное влияние на человека [1]. Поэтому вопросы повышения электромагнитной безопасности приобретают в современных условиях особую актуальность.

Вследствие протекания больших токов тяговые сети (ТС) железных дорог могут создавать значительные магнитные поля. При прохождении трассы дороги по селитебной территории напряженности магнитного поля могут превышать допустимые нормы [2, 3]. Внедрение новых систем тягового электроснабжения (СТЭ) с повышенным напряжением [4] может привести к проблемам в обеспечении допустимых значений напряженности электрического поля.

В реальных условиях эксплуатации СТЭ получить данные, отвечающие максимальным уровням напряженности ЭМП, затруднительно, поэтому анализ электромагнитной обстановки в СТЭ рекомендуется проводить на основе математического моделирования [5].

Предложенные в ИрГУПСе методы и средства моделирования СТЭ в фазных координатах [6, 7] позволяют проводить одновременно с определением режимов расчеты напряженностей ЭМП, создаваемых многопроводными линиями электропередачи (ЛЭП), включая тяговые сети железных дорог переменного тока. Количество проводов в моделях многопроводных линий практически не ограниченно, при этом анализируемая тяговая сеть рассматривается в неразрывной связи с питающей электроэнергетической системой (ЭЭС) и СТЭ. Такая концепция позволяет реализовать системный подход к анализу электромагнитной обстановки, отличительная особенность которого состоит в моделировании ЭМП с учетом влияющих свойств и характеристик СТЭ и ЭЭС [8…13].

Ниже приведены результаты исследований, направленных на изучение электромагнитной обстановки в перспективных тяговых сетях [14, 15], построенных с использованием коаксиальных кабелей с изоляцией из молекулярно сшитого полиэтилена.

Для Цитирования:
Закарюкин В.П., Крюков А.В., Ты Нгуен, Электромагнитная обстановка в системах тягового электроснабжения, усиленных коаксиальными кабелями. Оперативное управление в электроэнергетике: подготовка персонала и поддержание его квалификации. 2016;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: