Наиболее актуальные проблемы отечественной энергетики и пути их решения стали темой IX Всероссийского совещания главных инженеров-энергетиков (СГИЭ – 2019), которое было проведено в г. Сочи с 11 по 12 апреля 2019 г. Основной темой форума стали вопросы цифровой трансформации отрасли. Цифровое проектирование и моделирование, компьютерный инжиниринг и компьютерные технологии оптимизации, технологические инновации и перспективные методы хранения и передачи, внедрение технологий мониторинга запасов устойчивости и опыт внедрения элементов цифровых подстанций (ЦПС) – далеко не полный перечень вопросов, затронутых в ходе обсуждений.
Участниками СГИЭ–2019 стали более 250 специалистов – главные инженеры и технические руководители, представители Министерства энергетики РФ, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), телекоммуникационных и IT-компаний, ведущие специалисты научных организаций.
Открывая совещание, заместитель министра энергетики Российской Федерации Андрей Владимирович Черезов, касаясь задач и перспектив цифровизации в отрасли, отметил, что ее главная цель заключается во внедрении интеллектуальных систем управления технологическими процессами, которые обеспечат должный экономический эффект. А в ближайшей перспективе основной задачей в электроэнергетике, по его мнению, становится переход на риск-ориентированную модель управления, основанную на минимизации стоимости кВт при заданном уровне надежности и приемлемом уровне тарифной нагрузки в совокупности с созданием систем непрерывного мониторинга и последовательного регулирования. «При этом, – подчеркнул А.В. Черезов, – необходимо создавать и внедрять российское аппаратное и программное обеспечение, развивать отечественную элементную базу, ведь от этого напрямую зависит энергобезопасность нашей страны».
Начальник Управления государственного энергетического надзора Д.И. Фролов в своем выступлении пояснил видение риск-ориентированной модели управления со стороны Ростехнадзора. В результате проведения реформы контрольно-надзорной деятельности сократилось количество несчастных случаев со смертельным исходом на поднадзорных объектах, а также снизился уровень материального ущерба по контролируемым видам рисков.