В условиях мирового тренда зеленой и возобновляемой энергетики, которую часто называют альтернативной энергетикой, по-прежнему актуальными являются высказывания академика П. Л. Капицы об ограниченности последней либо из-за недостаточной плотности распределения мощности, либо из-за ограниченной скорости ее переноса [1]. В результате и водородная энергетика всегда будет уступать традиционной в смысле энергоэффективности и стоимости. Эффект применения как электричества, так и водорода в энергетике и электродвижении, связан исключительно с возможностью их хранения и накопления либо в аккумуляторной батарее (АБ), либо в топливном элементе (ТЭ), чему посвящены многочисленные публикации.
Цель статьи состоит в анализе различных подходов к реализации электродвижения на основе использования электромобилей с АБ и водородомобилей с ТЭ.
Общественность привыкла считать Японию страной передового автопрома. Действительно, эта страна десятилетиями задавала тон в мировой автопромышленности, хотя до 1970-х годов японцы в этой области ничем особенным не выделялись, в отличие, например, от передовой японской микроэлектроники. В начале 1970-х годов, однако, началась успешная экспансия японских автомобилей, вначале в США, а затем — в остальные страны мира. Высококачественные, экономичные, недорогие японские автомобили (по американским и европейским меркам) определили повышенный на них спрос. Японская фирма Toyota Motor Corp. и поныне является лидером в мировом производстве автомобилей, а в настоящее время и гибридных электромобилей (HEV) в виде Toyota Prius на рис. 1.
Казалось бы, японский автопром ожидает безоблачное будущее. Но тут на арену вышла новая эпоха зеленой энергетики с преобладанием для транспорта электромобилей. Электромобили начали стремительно вытеснять традиционные автомобили с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) практически по всему миру. Развитые страны одна за одной стали принимать законы, ограничивающие использование традиционных автомобилей и, напротив, стимулирующие распространение электромобилей. Результаты не заставили себя ждать: каждый четвертый новый автомобиль, продаваемый в ЕС, уже электрический, а в Китае — вообще каждый второй. Повышенный спрос на электромобили стал возможен после государственного стимулирования, создания инфраструктуры зарядки и обслуживания, показанной на рис. 2, а также ошеломительной рекламной кампании.