По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 662.769.2

Электричество или водород для электродвижения

Шульга Р.Н. канд. техн. наук, ВЭИ — филиал ФГУП «РФЯЦ — ВНИИТФ им. акад. Е. И. Забабахина», г. Москва

Анализируется опыт Японии по хранению и применению водорода для электродвижения. Отмечается, что в отличие от мирового тренда на ускоренный переход на электромобили с большими аккумуляторными батареями (АБ), японские производители делают ставку на водородомобили с использованием топливных элементов (ТЭ). Сравнивается германский и японский подход к выбору типа электродвижения и рекомендуется в долгосрочной перспективе для России последний вариант. Приведена структура водородомобиля и ТЭ, а также приведен сопоставительный анализ применяемости АБ и ТЭ.

Литература:

1. Капица П.Л. Энергия и физика (доклад на научной сессии, посвященной 250-летию Академии наук СССР, Москва, 8 октября 1975 г.).

2. Смирнов Е.А. Получение, транспортирование и хранение водорода. — http://www.nanometer.ru (дата обращения: 27.04.2021).

3. Хранение водорода. — http:// www.newchemistry.ru (дата обращения: 27.04.2021).

4. Митрова Т., Мельников Ю., Чуприков Д. Водородная экономика — путь к низкоуглеродному развитию. — Июнь, 2019, с. 57.

5. Высокотемпературные газоохлаждаемые реакторы. — http://www.okbm.nnov.ru (дата обращения: 27.04.2021).

6. В КФУ обсудили будущее водорода как энергоносителя. — http://www.media.kpfy.ru (дата обращения: 27.04.2021).

7. Водородная энергетика: начало большого пути. — http://www.habr.com, Toshiba_ru (дата обращения: 27.04.2021).

8. Кулагин В.А., Грушевенко Д.А. Сможет ли водород стать топливом будущего? — Теплоэнергетика. — 2020. — №4. — С. 1-13.

9. E4 Tech The Fuel Cell Industry Review 2018/December.

10. Шульга Р.Н., Путилова И.В. Мультиагентные системы постоянного тока с использованием ВИЭ и водородных топливных элементов. — Альтернативная электроэнергетика и экология (ISJAEE). — 2019. — №04-06 (288-290). — С. 65-82.

11. Шульга Р.Н., Путилова И.В., Петров А.Ю. Арктика: экология и водородная электроэнергетика. — Альтернативная электроэнергетика и экология (ISJAEE). — 2019. — №07-09 (291-293). — С. 43-62.

12. Шульга Р.Н. Электрохимические и водородные накопители электроэнергии. — Новости электротехники. — 2020. — №4-5 (124-125). — С. 2-4.

13. Бредихин С.И. Стационарные энергетические установки с топливными элементами: материалы, технологии, рынки / C.И. Бредихин [др.]. — М.: НТФ «Энергопрогресс» Корпорация «ЕЭЭК», 2017. — 392 с.

14. Шульга Р.Н., Путилова И.В., Смирнова Т С., Иванова Н. С. Безопасные и безотходные технологии на основе водородной электроэнергетики. — Альтернативная электроэнергетика и экология (ISJAEE). — 2019. — №22-27 (306-311). — С. 64-78.

15. Япония отказывается от электрических автомобилей в пользу водородных. Причины и перспектива. 16 декабря 2023. — http://www.dzen.ru

В условиях мирового тренда зеленой и возобновляемой энергетики, которую часто называют альтернативной энергетикой, по-прежнему актуальными являются высказывания академика П. Л. Капицы об ограниченности последней либо из-за недостаточной плотности распределения мощности, либо из-за ограниченной скорости ее переноса [1]. В результате и водородная энергетика всегда будет уступать традиционной в смысле энергоэффективности и стоимости. Эффект применения как электричества, так и водорода в энергетике и электродвижении, связан исключительно с возможностью их хранения и накопления либо в аккумуляторной батарее (АБ), либо в топливном элементе (ТЭ), чему посвящены многочисленные публикации.

Цель статьи состоит в анализе различных подходов к реализации электродвижения на основе использования электромобилей с АБ и водородомобилей с ТЭ.

Общественность привыкла считать Японию страной передового автопрома. Действительно, эта страна десятилетиями задавала тон в мировой автопромышленности, хотя до 1970-х годов японцы в этой области ничем особенным не выделялись, в отличие, например, от передовой японской микроэлектроники. В начале 1970-х годов, однако, началась успешная экспансия японских автомобилей, вначале в США, а затем — в остальные страны мира. Высококачественные, экономичные, недорогие японские автомобили (по американским и европейским меркам) определили повышенный на них спрос. Японская фирма Toyota Motor Corp. и поныне является лидером в мировом производстве автомобилей, а в настоящее время и гибридных электромобилей (HEV) в виде Toyota Prius на рис. 1.

Казалось бы, японский автопром ожидает безоблачное будущее. Но тут на арену вышла новая эпоха зеленой энергетики с преобладанием для транспорта электромобилей. Электромобили начали стремительно вытеснять традиционные автомобили с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) практически по всему миру. Развитые страны одна за одной стали принимать законы, ограничивающие использование традиционных автомобилей и, напротив, стимулирующие распространение электромобилей. Результаты не заставили себя ждать: каждый четвертый новый автомобиль, продаваемый в ЕС, уже электрический, а в Китае — вообще каждый второй. Повышенный спрос на электромобили стал возможен после государственного стимулирования, создания инфраструктуры зарядки и обслуживания, показанной на рис. 2, а также ошеломительной рекламной кампании.

Для Цитирования:
Шульга Р.Н., Электричество или водород для электродвижения. Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. 2025;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: