По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 82.09 DOI:10.33920/nik-02-2409-02

Экзистенциальные размышления автора. Осмысление смерти в истории и современности

Розин Вадим Маркович главный научный сотрудник сектора междисциплинарных проблем научно-технического развития Института философии РАН, доктор философских наук, профессор, 109240, Российская Федерация, г. Москва, ул. Гончарная, д.12, стр. 1, Эл. адрес: rozinvm@gmail.com, ORCID: 0000-0002-4025-2734

Осмысление смерти, если смотреть на нее с точки зрения истории человечества, относительно новая, ну скажем, последних столетий. Хотя сама проблема — страха перед смертью и поиска преодоления его возникла еще в культуре «Древних царств» (Древнем Египте, Шумере, Индии, Китае, царстве народов Нагуа (империи ацтеков) и др.). В предшествующей же самой первой, «архаической культуре», люди не очень боялись смерти, поскольку верили в души и духов (недаром эта культура еще называется «анимистической»), здесь смерть понималась как бесповоротный уход души из тела и вечная жизнь в стране мертвых, где охота и все прочее были такие же, как при жизни в родном племени, или еще лучше. Эпоха модерна породила новое восприятие жизни и смерти, осмысленных атеистическим и рациональным разумом. В статье показано осмысление экзистенциальных феноменов в истории культуры.

Литература:

1. Бердяев Н. Самопознание : [(опыт философской автобиографии] / Бердяев. — М.: Мир книги — Литература, 2010. — 414 c.

2. Дэвис Э. «Техногнозис: миф, магия и мистицизм в информационную эпоху», Пер. с англ. С. Кормильцева, Е. Бачининой, В. Харитонова. Екатеринбург: Ультра. Культура, 2008. — 480 с.

3. Кант И. Грезы духовидца, поясненные грезами метафизики // Кант. Сочинения [Текст] : в 6 т. : [пер. с нем.] / Иммануил Кант ; [под общ. ред. В. Ф. Асмуса, А. В. Гулыги, Т.И. Ойзермана]. М.: Мысль, 1963–1966. — Т. 2 / [ред. А. В. Гулыга ; пер. Б. А. Фохта]. — 1964. — 509 с.

4. Кутырев В.А. Сова Минервы вылетает в сумерки. Избранные философские тексты XXI века. СПб.: Алетейя, 2018. — 760 с.

5. Леон-Портилья М. Философия нагуа : исследование источников / Мигель Леон-Портилья; пер. с исп. Р. Бургете (в ред. 2010 г.), М. Бургете (новых глав). — 2-е изд., перераб. и доп. авт. – М.: Постум, 2010. — 478 с.

6. Ольденберг Г. Будда, его жизнь, учение и община. Перевод с немецкого. Издание К.Т. Солдатенкова. М.: Типография М.П. Щепкина, 1884. — 225 с.

7. Платон. Государство. Собрание сочинений [Текст] : в 4 т. / Платон ; [общ. ред. А. Ф. Лосева и др. ; примеч. А. А. Тахо-Годи]. — М.: Мысль, 1990–1994. — Т. 3 / [пер. с древнегреческого С. С. Аверинцева и др.], 1994. — 654 с.

8. Розин В.М. Введение в схемологию [Текст] : схемы в философии, культуре, науке, проектировании / В.М. Розин; Российская акад. наук, Ин-т философии. – М.: URSS, 2011. — 255 с.

9. Розин В.М. Демаркация науки и религии. Анализ учения и творчества Эммануэля Сведенборга. — М.: ЛКИ, 2007. — 168 с.

10. Розин В.М. Культуры детства и старости: становление индивидуальной жизни и её завершение // Культура и искусство. — 2014. — № 3. — С. 263–275.

11. Розин В.М. Мышление. Сущность и развитие. — М.: Ленанд, 2015. — 368 с.

12. Розин В.М. Эзотерический мир. Семантика сакрального текста. — М.: URSS, 2002. — 320 с.

13. Татиан Ассириец. Речь против эллинов. [Электронный ресурс]. URL: http:// k-istine.ru/library/tatian_asiriec-01.htm (дата обращения: 09.05.2024)

1. Berdyaev N. Self-knowledge: [(an attempt at a philosophical autobiography] / Berdyaev. — M.: Mir knigi — Literature, 2010. — 414 p.

2. Davis E. "Technognosis: Myth, Magic, and Mysticism in the Information Age", Trans. from English by S. Kormiltseva, E. Bachinina, V. Kharitonov. Yekaterinburg: Ultra. Kultura, 2008. — 480 p.

3. Kant I. Dreams of a Seer, Explained by Dreams of Metaphysics // Kant. Works [Text]: in 6 volumes: [translated from German] / Immanuel Kant; [under the general editorship of V. F. Asmus, A. V. Gulyga, T. I. Oizerman]. M.: Mysl, 1963–1966. — T. 2 / [ed. A. V. Gulyga; trans. B. A. Fokht]. — 1964. — 509 p.

4. Kutyrev V.A. Minerva's Owl Flies Out at Dusk. Selected Philosophical Texts of the 21st Century. St. Petersburg: Aleteia, 2018. — 760 p.

5. Leon-Portilla M. Nagua Philosophy: A Study of Sources / Miguel Leon-Portilla; trans. from Spanish by R. Burguete (as amended in 2010), M. Burguete (new chapters). — 2nd ed., revised and enlarged by the author. – Moscow: Postum, 2010. — 478 p.

6. Oldenberg G. Buddha, His Life, Teachings, and Community. Translation from German. Published by K. T. Soldatenkov. M.: Printing house M.P. Shchepkina, 1884. — 225 p.

7. Plato. State. Collected Works [Text]: in 4 volumes / Plato; [gen. ed. A. F. Loseva and others; note A. A. Takho-Godi]. — M.: Mysl, 1990–1994. — T. 3 / [trans. from ancient Greek S.S. Averintsev et al.], 1994. — 654 p.

8. Rozin V.M. Introduction to circuitry [Text]: circuits in philosophy, culture, science, design / V.M. Rozin; Russian academician Sciences, Institute of Philosophy. – M.: URSS, 2011. — 255 p.

9. Rozin V.M. Demarcation of science and religion. Analysis of the Teachings and Works of Emmanuel Swedenborg. — Moscow: LKI, 2007. — 168 p.

10. Rozin V.M. Cultures of Childhood and Old Age: Formation of Individual Life and Its Completion // Culture and Art. — 2014. — No. 3. — P. 263–275.

11. Rozin V. M. Thinking. Essence and Development. — Moscow: Lenand, 2015. — 368 p.

12. Rozin V.M. Esoteric World. Semantics of the Sacred Text. — Moscow: URSS, 2002. — 320 p.

13. Tatian the Assyrian. Speech against the Hellenes. [Electronic resource]. URL: http://k-istine.ru/library/tatian_asiriec-01.htm (date of access: 09.05.2024)

Возможно, просвещенный читатель удивится и скажет, а что сложного постановке вопроса, вынесенного в заглавие статьи. Для верующего человека смерть — это временное инобытие, а дальше Бог его воскресит, и он будет жить вечно. А для атеиста смерть означает прекращение биологического существования и, следовательно, полное исчезновение. Ну, есть еще эзотерики, о которых автор сам много писал [12]. Для них, если верить его исследованиям, смерти тоже нет, поскольку, достигнув подлинной реальности, они живут вечно, но не с Богом, а в особом мире. Например, как Будда. Когда ученики спрашивали Гаутаму, есть ли смерть, он отвечал примерно так: разве я говорил вам, что отвечу на этот вопрос, нет, я учу о таком мире, Нирване, где нет ни того, ни другого, где прекращаются все формы и страдания [6].

Но не оживился ли снова интерес к тому, что такое смерть? С одной стороны, потому, что наша цивилизация переживает глубокий кризис и все чаще даже ученые, не говоря уже о философах и астрологах, прогнозирую ей гибель, то от ядерной катастрофы, то от огромного случайно залетевшего в нашу солнечную систему астероида, то от какой-нибудь иной космической катастрофы и даже просто от собственных заблуждений людей. Всего один пример. «Человечеству, — пишет известный российский философ, Владимир Кутырев, — грозит катастрофа не только в виде развязанной им самим войны во всеоружии технологических достижений, которое все-таки будет частным событием, но и как процесса утраты человеческого в нем, его умаления вплоть до исчезновения…Не в пустоту (ее нет), а в Инобытие. Как пустоту для нас. Вперед, быстрее, дальше и к — смерти <…> И первым погибнет тот, кто бежит быстрее. С горькой жалостью остается сказать: Ослепленное техническим светом, прогрессивно глупеющее, несчастное человечество» [4, c. 9].

С другой стороны, это интерес подогревается не игрой случайных, неконтролируемых человеком сил, а вроде бы вполне управляемым научно-техническим прогрессом. Снова как Феникс из пепла возродились концепции бессмертия, но уже на основе современных достижений науки и техники. Одна из таких концепций — трансгуманизма (постчеловека). Известно, что в качестве одного из главных идеологов современного трансгуманизма подвизается английский философ и футуролог Макс О’Коннор (псевдоним Макс Мор). В частности, он пишет, что «когда технология позволит нам преодолеть себя в психологическом, генетическом и нейрологическом аспектах, мы, ставшие трансчеловеками, сможем превратить себя в постчеловеков — существ беспрецедентных физических, интеллектуальных и психологических способностей, самопрограммирующихся, потенциально бессмертных, ничем не ограниченных индивидов» [Цит. по: 2].

Для Цитирования:
Розин Вадим Маркович, Экзистенциальные размышления автора. Осмысление смерти в истории и современности. Ученый совет. 2024;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: