По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.018.38

Экстернат как реальный инструмент получения образования: анализ Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Г.Б. Морозов кандидат экономических наук, профессор, кафедра технологии и экономики, Уральский государственный педагогический университет
А.А. Садердинов Институт физики, технологии и экономики, Уральский государственный педагогический университет
И.Н. Тулянкина Институт физики, технологии и экономики, Уральский государственный педагогический университет

Для утверждения экстерната как инструмента получения качественного образования авторы предлагают внести поправки в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», направленные на повышение доступности экстерната для всех категорий обучающихся и усиление контроля со стороны государства, определив перечни профессий, по которым подготовка специалистов экстерном невозможна, а также на указание источников финансирования экстерната.

Литература:

1. Балов Н.Н. Справочник по вопросам очного и заочного обучения работающей молодежи и взрослых. — М.: Вечерняя школа, 1973.

2. Вареник Н.А. Домашнее обучение: не проигранное Ватерлоо // Междунар. общ.-полит. еженедельник «Зеркало Недели» — 2006 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://gazeta.zn.ua/ SOCIETY/domashnee_obuchenie_ne_ proigrannoe_vaterloo.html.

3. Васильева И.Н. Диплому цены нет // Эксперт Сибирь. — 2008. — № 32 (82).

4. Вопрос-ответ // Семейное образование [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.familyeducation.ru/? module=articles&c=Question&b=5&a=1.

5. Государственные расходы на образование в странах Европейского союза (ЕС). Статкомитет СНГ // Общество и экономика. — 2010. — № 2.

6. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992. — № 3266-1.

7. Мисютина Г.А. Экстернат и новый закон об образовании // Единая информационная служба «Экстернаты Москвы. Extern-mos». — 2013 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://externmos.ru/new-educational-law-and-externat.

8. Насыров Е.О. За учебу экстерном московским школьникам теперь придется заплатить // Образоват. портал EDU-Inform. ru. — 2013 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mn.ru/society_ edu/20120829/326053858.html.

9. Постановление Правительства РФ от 22.11.1997 № 1473 «Об утверждении перечня направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается».

10. Приказ Минобразования РФ от 01.11.1995 № 563 «Об утверждении По ложения об итоговой аттестации выпускников учреждений начального профессионального образования и Положения о получении начального профессионального образования в форме экстерната».

11. Приказ Минобразования РФ от 14.10.1997 № 2033 «Об утверждении Положения об экстернате в государственных, муниципальных высших учебных заведениях Российской Федерации».

12. Приказ Минобразования РФ от 23.06.2000 № 1884 «Об утверждении Положения о получении общего образования в форме экстерната» (с изменениями и дополнениями).

13. Тараданова И.И. Экстернат: проверка на взрослость // Учительская газета. — № 19. — 2005 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ug.ru/archive/8077.

14. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru.

15. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012.

16. Шнайдер И.Р. История становления и развития экстерната в России // СуперИНФ. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.superinf.ru/view_ helpstud.php?id=2268.

17. Экстерната больше не будет // Росс. агентство междунар. информации «РИА-Новости». — 2011 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ria.ru/ analytics/20110419/366188449.html.

В действовавших до 01.09.2013 федеральных положениях об экстернате на разных ступенях образования под экстернатом понимается форма получения образования, предполагающая самостоятельное, в том числе ускоренное изучение общеобразовательных программ основного общего, среднего (полного) общего, высшего образования с промежуточной и государственной (итоговой) аттестациями в образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию.

Данное определение с небольшими изменениями повторяется в утративших силу Положениях об экстернате в общем, начальном профессиональном и высшем образовании. Экстернат был исключен в ряде направлений подготовки специалистов и специальностей.

В тех же документах, экстерн — лицо, самостоятельно осваивающее общеобразовательные программы, которому предоставлена возможность прохождения промежуточной и государственной (итоговой) аттестации в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию.

Тем самым нормативно экстернат был определен одновременно как форма получения образования и способ аттестации учащегося. С принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту — Закон) положение и место экстерната в системе образования изменилось. Теперь экстернат — только форма аттестации. И только.

Тогда чем принципиально отличается экстернат от семейной формы обучения, распространенной на Западе?

Учащиеся данной формы являются учащимися школы со всеми правами и обязанностями. Между родителями и дирекцией заключается договор. За обучение в семье выплачивается компенсация, если это предусмотрено местным законодательством.

Ни первого, ни второго, ни третьего на экстернате нет. Официальный экстернат — бесплатная программа, позволяющая школьнику заниматься самостоятельно и приходить в школу лишь для сдачи экзаменов.

Экстерн лишен обязанности посещения занятий в образовательной организации, но имеет право: брать учебники в библиотеке, принимать участие в олимпиадах и конкурсах (4).

Для Цитирования:
Г.Б. Морозов, А.А. Садердинов, И.Н. Тулянкина, Экстернат как реальный инструмент получения образования: анализ Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Юрист ВУЗа. 2018;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: