В действовавших до 01.09.2013 федеральных положениях об экстернате на разных ступенях образования под экстернатом понимается форма получения образования, предполагающая самостоятельное, в том числе ускоренное изучение общеобразовательных программ основного общего, среднего (полного) общего, высшего образования с промежуточной и государственной (итоговой) аттестациями в образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию.
Данное определение с небольшими изменениями повторяется в утративших силу Положениях об экстернате в общем, начальном профессиональном и высшем образовании. Экстернат был исключен в ряде направлений подготовки специалистов и специальностей.
В тех же документах, экстерн — лицо, самостоятельно осваивающее общеобразовательные программы, которому предоставлена возможность прохождения промежуточной и государственной (итоговой) аттестации в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию.
Тем самым нормативно экстернат был определен одновременно как форма получения образования и способ аттестации учащегося. С принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту — Закон) положение и место экстерната в системе образования изменилось. Теперь экстернат — только форма аттестации. И только.
Тогда чем принципиально отличается экстернат от семейной формы обучения, распространенной на Западе?
Учащиеся данной формы являются учащимися школы со всеми правами и обязанностями. Между родителями и дирекцией заключается договор. За обучение в семье выплачивается компенсация, если это предусмотрено местным законодательством.
Ни первого, ни второго, ни третьего на экстернате нет. Официальный экстернат — бесплатная программа, позволяющая школьнику заниматься самостоятельно и приходить в школу лишь для сдачи экзаменов.
Экстерн лишен обязанности посещения занятий в образовательной организации, но имеет право: брать учебники в библиотеке, принимать участие в олимпиадах и конкурсах (4).