Ввиду обострившейся в начале третьего тысячелетия продовольственной проблемы, которая обусловлена в большей степени ускорением роста населения (на 2017 г. население Земли составляло 7,5 млрд человек, а годовой прирост — 1,2 %1), сельскохозяйственное машиностроение становится все более важной отраслью, которая требует постоянного развития и инвестиций.
Одновременно с этим в последние годы из-за удешевления нефти и ее высокой волатильности внешнеторговая политика России направлена на диверсификацию экспорта несырьевых товаров, в перечень которых, безусловно, входит сельскохозяйственное машиностроение. Поэтому для того, чтобы оценить возможности российских производителей на мировом рынке сельхозтехники, необходимо изучить его динамику и оценить влияние сельскохозяйственных машиностроительных ТНК (транснациональных корпораций) на текущие и перспективные тенденции как на мировом, так и на российском рынках продукции данной отрасли.
Начнем исследование рынка сельхозтехники с его региональной структуры. В целом она практически идентична структуре целого мирового машиностроительного комплекса. Уже сравнительно большой промежуток времени на этом рынке преобладают страны ЕС и США (рис. 1). Но данная ситуация неоднозначна. Хотя эти страны и являются самыми крупными и наиболее развитыми в техническом плане, но к настоящему времени их рынки достигли пределов роста, который каждый год постепенно замедляется. Поэтому в 2017 г. самыми перспективными и быстро растущими признаны рынки развивающихся стран, а именно Индии и Китая.
Из-за сокращения роста в странах, являющихся лидерами данного рынка, наблюдается падение общемировых объемов производства сельскохозяйственной техники. Так, общий объем ее производства в мире по состоянию на 2016 г. был оценен в 90 млрд евро. И 2016 г. стал третьим подряд, когда мировая индустрия производства сельскохозяйственного машиностроения демонстрирует отрицательные темпы роста. В 2015 г. соответствующий показатель достигал 91 млрд евро, в 2014 г. 101 млрд, а в 2013-м, когда был зарегистрирован мировой максимум, он составил 103 млрд. Таким образом, за последние три года снижение равно приблизительно 12,7 %.