По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378+323 DOI:10.33920/pol-01-2511-03

Экспорт российского военного образования: детерминанты и организационно-правовые основы

Сетка Людмила Александровна старший преподаватель, кафедра русского языка, специальный факультет, Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Военная орденов Жукова и Ленина Краснознаменная академия связи имени Маршала Советского Союза С.М. Буденного» Министерства обороны Российской Федерации Россия, 194064, г. Санкт-Петербург, К-64, Тихорецкий проспект, д. 3 (E-mail: Lusindalilu@yandex.ru; +7962 682‑84‑97)

В настоящей статье в обобщенном виде определены ряд детерминант развития современного международного военного и военно-технического сотрудничества Российской Федерации и дружественных ей зарубежных государств. Тенденции международного военного сотрудничества в образовательной сфере по подготовке зарубежных военных специалистов на базе российских военных образовательных учреждений высшего образования оцениваются как растущие в последнее время. Автором статьи отмечается соответствующая положительная динамика. Сделан вывод о полноценном экспорте российского военного образования, способствующем достижению целей военно-политического и военно-экономического сотрудничества, в целом. В статье также представлены некоторые аспекты организационно-правовых оснований создания необходимой базы такого рода сотрудничества. Показано, что их содержание составляют президентский Указ о целях национального развития (2018), правительственные постановления и приказы профильного министерства — Министерства обороны Российской Федерации. С учетом позиций российских ученых по исследуемой проблеме в статье представлены основные направления развития международного сотрудничества России в сфере военного образования.

Литература:

1. Алпеева, Л. С. Моделирование системы многоаспектной адаптационной подготовки иностранных военнослужащих // Концепт. 2019. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-sistemy-mnogoaspektnoyadaptatsionnoy-podgotovki-inostrannyh-voennosluzhaschih (дата обращения: 18.10.2025).

2. Веребеев, Т. Н. Воспитание иностранных курсантов в российских военных вузах: педагогические пути формирования отношения к Российской Федерации/Т. Н. Веребеев // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. — 2024. — № 1 (42). — С. 146‑150. — DOI 10.36809/2309‑9 380‑2024‑42‑146‑150. — EDN DAMWHV.

3. Веребеев, Т. Н. Изучение научных подходов в отношении иностранных курсантов к Российской Федерации/Т. Н. Веребеев // ЦИТИСЭ. — 2024. — № 2 (40). — С. 486‑494. — EDN NXUHSU.

4. Воскрекасенко, О. А., Бучнева, О. А. Адаптация иностранных курсантов к образовательному процессу военного вуза // Высшее образование в России. 2013. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiyainostrannyh-kursantov-k-obrazovatelnomu-protsessu-voennogo-vuza (дата обращения: 18.10.2025).

5. Гурьянчик, В. Н., Макеева, Т. В. Социокультурная адаптация иностранных курсантов российских военных вузов // Социологические исследования. 2018. № 11. С. 124‑133.

6. Донец, С. А. Формирование и развитие учебной мотивации у курсантов военных вузов/С. А. Донец // Тенденции развития науки и образования. — 2021. — № 71‑4. — С. 112‑115. — DOI 10.18411/lj-03‑2021‑147. — EDN SNWYSH.

7. Иванюк, Т. А. Образование иностранных студентов в российских вузах с XVI века до наших времён/Т. А. Иванюк // Духовно-нравственное воспитание молодежи в условиях межкультурного пространства. К 80‑летию Великой Победы: Материалы I Всероссийской научно-практической конференции (с Международным участием), Севастополь, 28 марта 2025 года. — Севастополь: Севастопольский государственный университет, 2025. — С. 80‑84. — EDN NQFDDV.

8. Калачева, Т. Н. Методы и средства обучения иностранных студентов военного вуза/Т. Н. Калачева // Мир науки, культуры, образования. — 2019. — № 5 (78). — С. 15‑18. — DOI 10.24411/1991‑5497‑2019‑00005 . — EDN SRJGAH.

9. Киреев, П. Н. Адаптация иностранных курсантов к информационному пространству российского военного вуза/П. Н. Киреев // Общество: социология, психология, педагогика. — 2018. — № 2. — С. 111‑115. — DOI 10.24158/spp.2018.2.23. — EDN YQDFRE.

10. Лебедева Т. В. Высшее образование Российской Федерации в условиях интернационализации образовательной среды: нормативно-правовое обеспечение // Миграционное право. № 3. 2022. Москва: Издательская группа «Юрист», С. 25‑36.

11. Мухтаров, С. А. Образовательное пространство военного вуза развитие профессионально важных качеств при реализации компетентностного подхода в военном вузе/С. А. Мухтаров, Ю. Н. Попова // Вестник военного образования. — 2020. — № 4 (25). — С. 67‑71. — EDN FDBYNO.

12. Оржеховский, А. С., Сорокопуд, Ю. В. СПЕЦИФИКА ПОДГОТОВКИ ИНОСТРАННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ВОЕННЫХ ВУЗАХ РФ // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 80‑3. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-podgotovki-inostrannyh-voennosluzhaschih-v-voennyh-vuzah-rf (дата обращения: 18.10.2025).

13. Павлушкина, Т. В. Факторы адаптации иностранных военнослужащих в военном вузе // Теория и практика общественного развития. 2014. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-adaptatsii-inostrannyhvoennosluzhaschih-v-voennom-vuze (дата обращения: 18.10.2025).

14. Политическая стабильность в современном мире/С. В. Алексеев, А. М. Арефьев, М. А. Бочанов [и др.]. — Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «КноРус», 2022. — 208 с. — ISBN 978‑5‑406‑09320‑7. — EDN PGKCHV.

15. Скибо Т. Ю. Социально-психологический аспект подготовки иностранных военных специалистов в вузах Министерства обороны российской Федерации // Воздушно-космические силы. Теория и практика. 2017. № 1 (1). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskiy-aspekt-podgotovki-inostrannyhvoennyh-spetsialistov-v-vuzah-ministerstva-oborony-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 18.10.2025).

16. Скрябина, В. С. О роли неформального образования в процессе адаптации и обучения иностранных граждан в российском военном вузе/В. С. Скрябина. — Текст: непосредственный // Инновационная экономика и общество. — 2025. — № 3 (49). — С. 88‑93.

17. Смирнова, А. Н. Трудности подготовки иностранных курсантов к обучению в российском военном вузе и пути их преодоления // Ярославский педагогический вестник. 2014. № 4. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/trudnosti-podgotovki-inostrannyh-kursantov-k-obucheniyu-v-rossiyskom-voennom-vuze-i-putiih-preodoleniya (дата обращения: 18.10.2025).

18. Третьяченко, Д. С. Организационно-педагогическое обеспечение социокультурной адаптации иностранных военнослужащих в военном вузе: автореферат дис…. кандидата педагогических наук: 5.8.7./Третьяченко Дмитрий Сергеевич; [Место защиты: Армавирский государственный педагогический университет]. — Армавир, 2021.

19. Устинович, Е. С. Вопросы методологии информационной деятельности в государственном управлении/Е. С. Устинович // Информационное право. — 2010. — № 3. — С. 3‑6. — EDN MWGFXL.

20. Устинович, Е. С. Репутационный капитал государства: от теории к практике/Е. С. Устинович, М. А. Бочанов // Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир. — 2020. — № 3 (25). — С. 259‑269. — EDN SSTCQW.

21. Устинович, Е. С. Актуальные вопросы социального партнерства в сфере образования/Е. С. Устинович, Е. Т. Грешилов // Социальная политика и социальное партнерство. — 2025. — Т. 20, № 3 (242). — С. 208‑215. — DOI 10.33920/pol-01‑2503‑03. — EDN YITBJI.

22. Шепелев, О. Ю. К вопросу о подготовке иностранных граждан в военных учебных центрах России/О. Ю. Шепелев // Теория и практика военного образования в гражданских вузах: педагогический поиск: Сборник материалов IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Екатеринбург, 14‑15 октября 2021 года/Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет имени Первого президента России Б. Н. Ельцина. — Екатеринбург: Издательство УМЦ УПИ, 2021. — С. 29‑35. — EDN VCIIHU.

1. Alpeeva, L. S. Modelirovanie sistemy mnogoaspektnoj adaptacionnoj podgotovki inostrannyh voennosluzhashhih // Koncept. 2019. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-sistemy-mnogoaspektnoyadaptatsionnoy-podgotovki-inostrannyh-voennosluzhaschih (data obrashhenija: 18.10.2025).

2. Verebeev, T. N. Vospitanie inostrannyh kursantov v rossijskih voennyh vuzah: pedagogicheskie puti formirovanija otnoshenija k Rossijskoj Federacii/T. N. Verebeev // Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovanija. — 2024. — № 1 (42). — S. 146‑150. — DOI 10.36809/2309‑9380‑2024‑42146‑150. — EDN DAMWHV.

3. Verebeev, T. N. Izuchenie nauchnyh podhodov v otnoshenii inostrannyh kursantov k Rossijskoj Federacii/T. N. Verebeev // CITISJe. — 2024. — № 2 (40). — S. 486‑494. — EDN NXUHSU.

4. Voskrekasenko, O. A., Buchneva, O. A. Adaptacija inostrannyh kursantov k obrazovatel’nomu processu voennogo vuza // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2013. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-inostrannyhkursantov-k-obrazovatelnomu-protsessu-voennogo-vuza (data obrashhenija: 18.10.2025).

5. Gur’janchik, V. N., Makeeva, T.V. Sociokul’turnaja adaptacija inostrannyh kursantov rossijskih voennyh vuzov // Sociologicheskie issledovanija. 2018. № 11. S. 124‑133.

6. Donec, S. A. Formirovanie i razvitie uchebnoj motivacii u kursantov voennyh vuzov/S. A. Donec // Tendencii razvitija nauki i obrazovanija. — 2021. — № 71‑4. — S. 112‑115. — DOI 10.18411/lj-03‑2021‑147. — EDN SNWYSH.

7. Ivanjuk, T. A. Obrazovanie inostrannyh studentov v rossijskih vuzah s XVI veka do nashih vremjon/T. A. Ivanjuk // Duhovno-nravstvennoe vospitanie molodezhi v uslovijah mezhkul’turnogo prostranstva. K 80‑letiju Velikoj Pobedy: Materialy I Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (s Mezhdunarodnym uchastiem), Sevastopol’, 28 marta 2025 goda. — Sevastopol’: Sevastopol’skij gosudarstvennyj universitet, 2025. — S. 80‑84. — EDN NQFDDV.

8. Kalacheva, T. N. Metody i sredstva obuchenija inostrannyh studentov voennogo vuza/T. N. Kalacheva // Mir nauki, kul’tury, obrazovanija. — 2019. — № 5 (78). — S. 15‑18. — DOI 10.24411/1991‑5497‑2019‑00005. — EDN SRJGAH.

9. Kireev, P. N. Adaptacija inostrannyh kursantov k informacionnomu prostranstvu rossijskogo voennogo vuza/P. N. Kireev // Obshhestvo: sociologija, psihologija, pedagogika. — 2018. — № 2. — S. 111‑115. — DOI 10.24158/spp.2018.2.23. — EDN YQDFRE.

10. Lebedeva T.V. Vysshee obrazovanie Rossijskoj Federacii v uslovijah internacionalizacii obrazovatel’noj sredy: normativno-pravovoe obespechenie // Migracionnoe pravo. № 3. 2022. Moskva: Izdatel’skaja gruppa «Jurist», S. 25‑36.

11. Muhtarov, S. A. Obrazovatel’noe prostranstvo voennogo vuza razvitie professional’no vazhnyh kachestv pri realizacii kompetentnostnogo podhoda v voennom vuze/S. A. Muhtarov, Ju. N. Popova // Vestnik voennogo obrazovanija. — 2020. — № 4 (25). — S. 67‑71. — EDN FDBYNO.

12. Orzhehovskij, A. S., Sorokopud, Ju.V. SPECIFIKA PODGOTOVKI INOSTRANNYH VOENNOSLUZhAShhIH V VOENNYH VUZAH RF // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija. 2023. № 80‑3. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/spetsifika-podgotovki-inostrannyh-voennosluzhaschih-v-voennyh-vuzah-rf (data obrashhenija: 18.10.2025).

13. Pavlushkina, T.V. Faktory adaptacii inostrannyh voennosluzhashhih v voennom vuze // Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija. 2014. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-adaptatsii-inostrannyhvoennosluzhaschih-v-voennom-vuze (data obrashhenija: 18.10.2025).

14. Politicheskaja stabil’nost’ v sovremennom mire/S.V. Alekseev, A. M. Aref’ev, M. A. Bochanov [i dr.]. — Moskva: Obshhestvo s ogranichennoj otvetstvennost’ju «Izdatel’stvo «KnoRus», 2022. — 208 s. — ISBN 978‑5‑406‑09320‑7. — EDN PGKCHV.

15. Skibo T.Ju. Social’no-psihologicheskij aspekt podgotovki inostrannyh voennyh specialistov v vuzah Ministerstva oborony rossijskoj Federacii // Vozdushno-kosmicheskie sily. Teorija i praktika. 2017. № 1 (1). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskiy-aspekt-podgotovki-inostrannyh-voennyh-spetsialistov-vvuzah-ministerstva-oborony-rossiyskoy-federatsii (data obrashhenija: 18.10.2025).

16. Skrjabina, V. S. O ROLI NEFORMAL’’NOGO OBRAZOVANIJa V PROCESSE ADAPTACII I OBUChENIJa INOSTRANNYH GRAZhDAN V ROSSIJSKOM VOENNOM VUZE/V. S. Skrjabina. — Tekst: neposredstvennyj // Innovacionnaja jekonomika i obshhestvo. — 2025. — № 3 (49). — S. 88‑93.

17. Smirnova, A. N. Trudnosti podgotovki inostrannyh kursantov k obucheniju v rossijskom voennom vuze i puti ih preodolenija // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2014. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trudnostipodgotovki-inostrannyh-kursantov-k-obucheniyu-v-rossiyskom-voennom-vuze-i-puti-ih-preodoleniya (data obrashhenija: 18.10.2025).

18. Tret’jachenko, D. S. Organizacionno-pedagogicheskoe obespechenie sociokul’turnoj adaptacii inostrannyh voennosluzhashhih v voennom vuze: avtoreferat dis…. kandidata pedagogicheskih nauk: 5.8.7./Tret’jachenko Dmitrij Sergeevich; [Mesto zashhity: Armavirskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet]. — Armavir, 2021.

19. Ustinovich, E. S. Voprosy metodologii informacionnoj dejatel’nosti v gosudarstvennom upravlenii/E. S. Ustinovich // Informacionnoe pravo. — 2010. — № 3. — S. 3‑6. — EDN MWGFXL.

20. Ustinovich, E. S. Reputacionnyj kapital gosudarstva: ot teorii k praktike/E. S. Ustinovich, M. A. Bochanov // Vestnik Diplomaticheskoj akademii MID Rossii. Rossija i mir. — 2020. — № 3 (25). — S. 259‑269. — EDN SSTCQW.

21. Ustinovich, E. S. Aktual’nye voprosy social’nogo partnerstva v sfere obrazovanija/E. S. Ustinovich, E.T. Greshilov // Social’naja politika i social’noe partnerstvo. — 2025. — T. 20, № 3 (242). — S. 208‑215. — DOI 10.33920/pol01‑2503‑03. — EDN YITBJI.

22. Shepelev, O.Ju. K voprosu o podgotovke inostrannyh grazhdan v voennyh uchebnyh centrah Rossii/O.Ju. Shepelev // Teorija i praktika voennogo obrazovanija v grazhdanskih vuzah: pedagogicheskij poisk: Sbornik materialov IV Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, Ekaterinburg, 14‑15 oktjabrja 2021 goda/Ministerstvo nauki i vysshego obrazovanija Rossijskoj Federacii, Ural’skij federal’nyj universitet imeni Pervogo prezidenta Rossii B. N. El’cina. — Ekaterinburg: Izdatel’stvo UMC UPI, 2021. — S. 29‑35. — EDN VCIIHU.

Статья поступила 08.10.2025

Статья подписана в печать 21.10.2025

The article was received on 08.10.2025

The article was signed 21.10.2025

Современные геополитические реалии все больше приобретают характер военной напряженности. Во всем мире происходит, к сожалению, последовательный и динамичный рост военно-политических конфликтов, о чем свидетельствует, например, события нескольких последних лет в Сирии, конфликт Израиля и Палестины1 , война Израиля и Ирана2 и др. Накопленный в сегодняшнем мире значительный объем военно-конфликтного потенциала объективно требует от лидеров и правительств государств неотложного усиления мер по поддержанию на должном уровне состояния национальной безопасности, которые без, прежде всего, должной подготовки и обучения военных и военно-технических специалистов не смогут быть эффективными [18, 22]. При этом, следует обратить внимание на то, что не все государства современного мира обладают собственной сформировавшейся и качественной системой военного образования и вынуждены пользоваться возможностями других странпартнеров в военно-оборонительном сотрудничестве [8, 15, 9, с. 111].[footnote][/footnote]

В этой связи, например, Д. С. Третьяченко в одном из положений, выносимых на защиту своего диссертационного исследования на тему: «Организационно-педагогическое обеспечение социокультурной адаптации иностранных военнослужащих в военном вузе» утверждает, что «изменяющиеся геополитические реалии детерминируют активизацию международного научно-образовательного и военно-технического сотрудничества как фактора укрепления высокого авторитета российского военного образования и усиления гуманитарно-стратегического влияния России в мире. В условиях формирования полицентричного миропорядка реализация экспортного потенциала российского военного образования предполагает активное продвижение в зарубежных странах образовательных программ, соответствующих международным стандартам, включающих, в том числе, программы социокультурной адаптации иностранных военнослужащих, обеспечивающие их успешное личностно-профессиональное развитие в новой социокультурной среде и минимизирующие риски снижения качества военного образования» [17].

Для Цитирования:
Сетка Людмила Александровна, Экспорт российского военного образования: детерминанты и организационно-правовые основы. Социальная политика и социальное партнерство. 2025;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: